РРФ Сергей Семенович Уваров
Инфо Портреты
Портрет
Жена
1811
гр. Екатерина
Алексеевна
Разумовская
* 1783
† 14.07.1849
Дети
Елизавета
Сергеевна
* 12.03.1812
† 21.09.1812
Александра
Сергеевна
* 1814
† 1865
Наталья
Сергеевна
* 7.02.1821
† 23.01.1843
гр. Алексей
Сергеевич
* 28.02.1825
† 29.12.1884
Старшие братья
единокровный брат
Андрей
Семенович
* 1770-е
единокровный брат
Василий
Семенович
* 1770-е
единокровный брат
Иван
Семенович
* 1770-е
Младший брат
Федор
Семенович
* 1787
† 1845
Отец
Семен
Федорович
* 1743
† 1788
Мать
Дарья
Ивановна
Головина
* 3-я четв. XVIII в.
Древо рода
Предки
Цепь родства
15.08.1786 – 4.09.1855

мин. нар. просв. автор русской национальной идеи "Православие, самодержавие, народность", внесена как девиз в графский герб (с 1846)

——— Сергей Малкин ———

Представитель дворянского рода Уваровых. Родился в Санкт-Петербурге 25 августа (5 сентября) 1786 года. Сын командира Гренадерского лейб-гвардии полка С. Ф. Уварова (1743—1788) от брака его с Дарьей Ивановной Головиной (1735—1821).

Воспитывался «под надзором умной и просвещенной матери» и получил блестящее образование под руководством бежавшего от французской революции учёного аббата Мангеня, убеждённого противника республиканского девиза «свобода, равенство, братство».

Службу начал в 1801 году в Коллегии иностранных дел; в 1806 году был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 году назначен секретарём посольства в Париже. В 1810 году, 23 сентября, женился на дочери графа А. К. Разумовского, министра народного просвещения. Оставив дипломатическую службу, перешёл в ведомство своего тестя и в 1811 году был назначен попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. Был инициатором преобразования в 1819 году Главного педагогического института в Санкт-Петербургский университет и изменения программ гимназий (усилено преподавание древних языков, введён Закон Божий и др.).

С юности интересовался классической античностью. Ещё за границей опубликовал ряд работ по древнегреческой литературе и археологии[1], которые принесли ему европейскую известность, знакомство с Гёте и Гумбольдтами; 16 января 1811 года был избран почётным членом Императорской Академии наук, 12 января 1818 года был назначен президентом Академии и оставался им до самой своей смерти. Одновременно, в 1812—1833 годах он был помощником директора Императорской публичной библиотеки. С 30 марта 1818 года — почётный член Общества любителей российской словесности.

С 24 июня 1822 года по 1824 год — директор Департамента мануфактур и внутренней торговли. С 10 августа 1823 года и до 1826 года был управляющим Государственными заёмными и коммерческими банками. С 22 августа 1826 года — сенатор[2].

В 1810-х годах ходил в литературное общество «Арзамас». Был избран 14 апреля 1828 года почётным членом Императорской Российской академии, а 24 января 1831 года — её действительным членом.

21 апреля 1832 — 20 марта 1833 — товарищ министра народного просвещения. 21 марта 1833 — 20 октября 1849 — министр народного просвещения. Как будущий министр народного просвещения 19 ноября 1833 года направил императору Николаю I записку «О некоторых началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения», в которой, в частности, определил главным лозунгом своего управления следующее выражение: «Народное воспитание должно совершаться в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности»[3].

Уже 21 марта 1833 года, при вступлении в должность министра, Уваров писал в своём циркуляре, разосланном попечителям учебных округов:

Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и народности[4].

Николай I на всю жизнь запомнил декабристов. Тайные общества и бунты виделись ему постоянно. В ответ на требования нового николаевского порядка Уваров предложил направить просвещение по самобытному пути. Он указал, что России нужно такое просвещение, которое давало бы умных, дельных, хорошо подготовленных исполнителей.

Триада «Православие, Самодержавие, Народность» впоследствии стала крылатым выражением и сжатым воплощением русской монархической доктрины. Согласно теории С. Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство».

В период своего министерства Уваров стремился усилить правительственный контроль над университетами и гимназиями. Вместе с тем при нём было положено начало реальному образованию в России и восстановлена практика командирования учёных за границу. Уваров вывел на новый уровень русское просвещение, в полном противоречии с постулатами этой идеологии. Именно при нём, по крайней мере, ступени этого образования — гимназии, университеты — выходят на европейский уровень, а Московский университет, может быть, становится одним из ведущих учреждений подобного типа в Европе. — А. Левандовский[5] Он застал наши университеты с самыми ничтожными средствами, материальными и научными, а общую у нас сумму людей с научным образованием — гораздо ниже нынешней; гимназии же застал существующими только по названию. В несколько лет он успел поставить на ноги те и другие, после 15-летнего управления оставил нам университеты на степени вполне органических учреждений, в которых начинала возникать умственная самодеятельность, как доказывают лучшие наши мыслители, почти все относящиеся к его времени; гимназии же оставил центрами приготовительного образования не только низших, но и высших общественных классов, чем эти заведения никогда до него у нас не были. — М. В. Юзефович Несколько мыслей и соображений по поводу покушения 4-го апреля. — С. 17. Именным Высочайшим указом, от 1 марта 1846 года, С. Уваров с потомством возведён в графское достоинство Российской империи.

Во время революций 1849 года министр инспирировал публикацию статьи в защиту университетов, которая крайне не понравилась Николаю I, начертавшему: «Должно повиноваться, а рассуждения свои держать про себя»[5]. После этого Уваров ушёл в отставку с поста министра.

После отставки с поста министра (1849—1855) 6 декабря 1850 года был награждён орденом Святого Андрея Первозванного[6].

В 1851 году в журнале «Современник» (том 27) опубликовал Литературные воспоминания (под псевдонимом А. В.)[7].

Скончался в Москве 4 (16) сентября 1855 года и был погребён в родовой усыпальнице в селе Холм Гжатского уезда Смоленской губернии.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Уваров,...