РРФ Мария Алексеевна Оленина
Нет портрета
Муж
бар. Петр
Иванович
Дальгейм
* 8.12.1862
† 1922
Дочь
Марианна
Петровна
Дальгейм
* 1892
† 1910
Ст. братья и сестра
Петр
Алексеевич
* 10.03.1864
† 13.04.1926
Александр
Алексеевич
* 1.06.1865
† 15.02.1944
Варвара
Алексеевна
* 9.03.1868
† 1915
Отец
Алексей
Петрович
* 26.01.1833
† 1910
Мать
Варвара
Александровна
Бакунина
* 20.11.1838
† 1893
Древо рода
Предки
Цепь родства
19.09.1869 – 26.08.1970

Выдающаяся камерная певица. Пела в первопрестольной и в северной столицах, в провинциальных городах России и в европейских столицах. Ее талант высоко ценили и воздавали должное ее темпераменту и артистизму М. Балакирев и Ц. Кюи, Л. Толстой и А. Блок, К. Сен-Санс и Ж. Массне, К. Дебюсси и Э. Золя. Получила домашнее воспитание и начальное образование до гимназии. Особое внимание уделялось изучению иностранных языков. Под руководством сестры матери Е.А. Бакуниной изучала нотную и музыкальную грамоту. В 1881 году семья переехала в Москву. Здесь Мария Алексеевна продолжала свое общее и музыкальное образование. Много пела. У нее был от природы поставленный гибкий и выразительный голос. Особенно красивым был голосовой тембр в нижнем регистре (меццо-сопрано). В 1887 году Мария с родителями, братом Александром и сестрой Варварой приехала в Петербург. Остановились они у другой сестры матери Т.А. Бакуниной, которая была фрейлиной императорского двора и жила в апартаментах Таврического дворца. Мария стала брать уроки пения у известной оперной солистки Мариинского театра Ю.Ф. Платоновой, которая была другом и горячей почитательницей творчества М.П. Мусоргского. Занятия музыкой и пением с перерывами продолжались до 1891 года, а потом Мария с сестрой Варварой уехала в Париж. Здесь она совершенствовала вокальное мастерство у педагога М. Бланшете. Незаурядный вокальный и драматический таланты певицы предвещали ей карьеру оперной примадонны. Но Мария Алексеевна предпочла стать камерной певицей. Впервые Мария Оленина дебютировала в концертах в Париже и Брюсселе в 1896 году. Она исполняла песни и романсы композиторов "Могучей кучки", но в особенности ее привлекала музыка Модеста Мусоргского. В том же году она совместно со своим мужем французским писателем и просветителем бароном Пьером д'Альгеймом (он приходился ей троюродным братом) провела цикл лекций-концертов о творчестве Мусоргского. Концерты, на которых присутствовали известные парижские музыканты и писатели, прошли с большим успехом. Пьер д'Альгейм выпустил в том же году в Париже книгу "Мусоргский" (Pierre d'Algeim. Moussorgski. - Paris, S. du M. de France, 1896). В 1901 году Мария Алексеевна с мужем вернулась в Россию. Она стала выступать в концертах московского "Кружка любителей русской музыки" ("Керзинский кружок"). В 1908 году Оленина-д'Альгейм совместно с мужем и известной певицей А.В. Тарасевич организовали в Москве "Дом песни" - концертно-просветительное учреждение для пропаганды русской и зарубежной вокальной камерной музыки и народной песни. "Дом песни" устраивал концерты-лекции, выпускал бюллетени, программы концертов с текстом исполняемых произведений, а впоследствии издавалась и газета. В репертуаре певицы было свыше 600 произведений - старинные романсы, русский и европейский классический романс, песни народов мира. Основу репертуара Олениной-д'Альгейм составляла русская музыка, особенно произведения композиторов "Могучей кучки". Совершенная вокальная техника, богатство тембров (от ласкающего до "металлического"), выразительная и тонкая фразировка, отчетливая дикция, чувство стиля, темперамент и артистизм в сочетании с пластическим жестом и мимикой - отличали ее исполнение. Она не просто пела песню или романс, а "играла". По существу это был "Театр песни" выдающейся певицы. Концерты "Дома песни" проходили не только в Москве и Петербурге, но и в провинции (Киев, Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Саратов). В 1903 году она пела Л.Н. Толстому в Ясной Поляне. В 1910-1912 годы певица совершила большое концертное турне по Европе (Франция, Англия, Бельгия, Швейцария). Везде ее исполнительское мастерство вызывало восхищение искушенных слушателей. Певице аккомпанировали выдающиеся пианисты Е. Богословский, А. Гольденвейзер, А. Оленин, Н. Метнер, П. Ламм, А. Корто. В 1914 году она дала концерт в Рязани в Колонном зале Дворянского собрания, где исполняла романсы и русские народные песни в обработке А. Оленина. В 1914 году Оленина-д'Альгейм выступила в Московской опере С.И. Зимина в партиях Марфы ("Хованщина" М.П. Мусоргского) и Кармен ("Кармен" Ж. Бизе). Художественным руководителем и режиссером оперы был двоюродный брат П.С. Оленин. В 1918 году певица вместе с мужем снова уехала в Париж, где продолжалась ее концертная и просветительская деятельность. Гастролировала по странам Европы. Кроме русского репертуара она исполняла произведения европейских композиторов: В. Моцарта, В. Глюка, Л. ван Бетховена, И. Брамса, Э. Грига, Г. Берлиоза, И. Гайдна, Ф. Шуберта, Ж. Бизе, Ф. Листа, К. Дебюсси, М Равеля, А. Онеггера, Ф. Пуленка - арии из опер, романсы, песни, вокальные циклы. В 1926 году прошли ее триумфальные гастроли в Советском Союзе (Москва и Ленинград). В последний раз всемирно известная певица вышла на концертную эстраду в 1942 году в оккупированном Париже. Ей в то время шел 73-й год. Во Франции жила в в Буа-ле-Руа (под Парижем, вблизи Фонтенбло); вела активную общественную деятельность. В годы второй мировой войны была участницей французского движения Сопротивления. В 1946 году вступила в ряды Французской компартии, была членом Совета мира Франции, Союза французских женщин и общества "Франция - СССР". В 1959 году, когда ей было 90 лет, вернулась в СССР. Последние годы жизни прошли в Москве. Навещала она и родной Касимов. Скончалась в Москве на 101-м году жизни.