РРФ Федор Иванович Тютчев
Портрет
Жена
27.01.1829
гр. Эмилия
Федоровна
Ботмер
* 6.10.1800
† 28.08.1838
Дети
Анна
Федоровна
* 21.04.1829
† 11.08.1889
Дарья
Федоровна
* 12.04.1834
† 13.04.1903
Екатерина
Федоровна
* 27.10.1835
† 11.03.1882
Жена
17.07.1839
Эрнестина
Федоровна
Пфеффель
* 8.04.1810
† 17.04.1894
Дети
Мария
Федоровна
* 23.02.1840
† 2.06.1872
Дмитрий
Федорович
* 14.06.1841
† 11.07.1870
Иван
Федорович
* 30.05.1846
† 13.05.1909
Жена
около 1850
Елена
Александровна
Денисьева
* 14.05.1826
† 4.08.1864
Дети
Елена
Федоровна
* 20.05.1851
† 2.05.1865
Федор
Федорович
* 11.11.1860
† 9.02.1916
Николай
Федорович
* 22.05.1864
† 2.05.1865
Старший брат
Николай
Иванович
* 9.06.1801
† 8.12.1870
Мл. братья и сестра
Сергей
Иванович
* 6.04.1805
† рубеж 1810-х
Дарья
Ивановна
* 5.06.1806
† 18.11.1879
Дмитрий
Иванович
* 26.02.1809
† 25.04.1815
Василий
Иванович
* 18.01.1811
† 1810-е
Отец
Иван
Николаевич
* 12.10.1768
† 23.04.1846
Мать
Екатерина
Львовна
Толстая
* 16.10.1776
† 14.05.1866
Древо рода
Предки
Цепь родства
23.11.1803 – 15.07.1873

——— Сергей Малкин ———

ТЮТЧЕВ Федор Иванович [23 ноябрь (5 декабря), 1803, с. Овстуг Орловской губернии, ныне Брянской обл. — 15 (27) июля 1873, Царское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской обл.], русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1857). Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что однако же не мешало увлечению модным в то время французским языком. Первым учителем Тютчева был выпускник семинарии С. Е. Амфитеатров, известный под фамилией Раич. Он заражал ученика своим интересом к лучшим образцам античной литературы, и в тринадцать лет Тютчев уже с успехом переводил оды Горация и писал стихи собственного сочинения под сильным влиянием латинской классики («На новый 1816 год», за это стихотворение юный Тютчев в 1818 был удостоен звания сотрудника Общества любителей российской словесности; и др.). В 1819-1821 Тютчев проходил обучение на словесном отделении Московского университета. До этого два года посещал курс А. Ф. Мерзлякова в качестве вольнослушателя. В университете коротко сошелся с М. П. Погодиным, с которым его связывали дружеские отношения. Поэзия студенческих лет отмечена увлечением немецким романтизмом («Урания», 1820, переложение элегии Ламартина «Уединение», 1820). В 1822 Тютчев был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и в том же году отправился в Мюнхен. Дипломатическая карьера Тютчева не была особенно успешной, тем не менее за границей Тютчев провел более 20 лет, большую часть этого времени — в Мюнхене. Именно там в 1826 состоялась его свадьба с баварской аристократкой Элеонорой Петерсон. Здесь же он познакомился с Ф. Шеллингом, Г. Гейне, произведения которых с энтузиазмом переводил на русский («На севере мрачном, на дикой скале...» и др.), Л. Кленце, В. Каульбахом и другими представителями литературно-художественных кругов тогдашней Германии. В первое десятилетие мюнхенской жизни (1820-30-е гг.) были написаны самые знаменитые тютчевские стихи: «Весенняя гроза» (1828), «Silentium!» (1830), «Как океан объемлет шар земной…» (1830), «Фонтан» (1836), «Не то, что мните вы, природа...» (1836), «О чем ты воешь, ветр ночной?..» (1836) и др. Однако широкая известность пришла к поэту лишь в 1836, когда в «Современнике » было опубликовано 16 стихотворений под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии». Это была первая крупная публикация поэта. В 1833 начался его роман с Эрнестиной Дернберг, получивший громкую огласку, разразившийся скандал стал причиной перевода Тютчева в Турин (1837) на должность старшего секретаря русской миссии. В 1838 умерла жена поэта. В 1839 Тютчев венчался в Берне с Э. Дернберг и в том же году за самовольную отлучку был уволен из Министерства иностранных дел и лишился звания камергера. В 1841 состоялось знакомство Тютчева с деятелем чешского национального возрождения Вацлавом Ганкой, оказавшее на поэта большое влияние. С этого времени идеи славянофильства и объединения славянских народов приобрели явственное звучание в публицистике и политической лирике поэта. Деятельность Тютчева, направленная на повышение авторитета России за границей, снискала одобрение Николая I, и в 1844 Тютчеву было возвращено звание камергера и место в Министерстве. С 1848 занимал должность старшего цензора. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками, А. А. Фет привлекал его произведения в качестве доказательства существования «философской поэзии», поэзии мысли, остающейся при этом чистым искусством. В 1854 вышел первый сборник поэта, в который наряду со старыми стихами 1820-30-х гг. вошли и новые, написанные в начале 1850-х гг. и посвященные преимущественно молодой возлюбленной Тютчева Елене Денисьевой, почти ровеснице его дочери («Я очи знал, — о, эти очи!..», 1851; «Последняя любовь», 1851–1854; и др.). Страстный и мучительный (свет открыто осуждал эту связь и отказывался принимать Денисьеву) роман длился 14 лет вплоть до 1864, когда Елена скончалась от туберкулеза. Тютчев очень болезненно переживал эту утрату, откликом на несчастье стали стихи т. н. денисьевского цикла — вершина любовной лирики поэта («Весь день она лежала в забытьи...», 1864 «Есть и в моем страдальческом застое...», 1865; «Накануне годовщины 4 августа 1865 г.», 1865; «О, этот Юг, о, эта Ницца!..»; и др.). Вторая половина 1860-х гг. стала роковой для Тютчева: в 1864 вслед за Денисьевой умерла их общие дочь и годовалый сын, через год — мать поэта, в 1870 — старший сын Дмитрий и брат Николай, а в 1872 — младшая дочь Мария. В 1872 состояние здоровья поэта стало заметно ухудшаться и в июле 1873 он скончался от апоплексического удара. В 1920 в усадьбе Мураново был открыт музей его имени. Все творчество поэта пронизано идеями натурфилософии: природа в его произведениях никогда не бывает просто декорациями, на фоне которых развивается действие, или аллегорическим воплощением какой-либо философской концепции. Тютчевская природа — это природа первобытных стихий, неупорядоченности и хаоса, бездна, на краю которой обречен жить человек. Поэт пытается постичь основы мироздания, онтологическое значение бытия, определить место человека в природном хаосе. В центре внимания оказывается противопоставление хаоса и космоса — природы и разума, безудержной стихии и индивида. При этом хаос не воспринимается как однозначное зло, напротив, стихия завораживает и притягивает поэта, и невозможность слиться с ней становится трагедией. Трагедия человеческого бытия заключается в неспособности достижения гармонии с природой, частью которой он является, в необходимости продолжать диалектическую бессмысленную борьбу с мировым целым, ощущении мучительного разлада.

http://www.litra.ru/biography/get/bii...

http://www.kostyor.ru/biography/?n=93

http://to-name.ru/biography/fedor-tju...

http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/tju...

http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/i...

http://www.kray32.ru/tutchev.html

http://all-biography.ru/alpha/t/tyutc...

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%...