РРФ Виктор Карлович Делла-Вос
Инфо Портреты
Портрет
Жена
Мария
Ивановна
* 2-я четв. XIX в.
Старшая сестра
Мария
Карловна
* 1820-е
Младшие братья
Венислав
Карлович
* 1831
† 24.06.1879
Людвиг
Карлович
* 1832
† 1909
Александр
Карлович
* 1834
† 28.06.1875
Михаил
Карлович
* 1830-е
Федор
Карлович
* 2-я четв. XIX в.
Отец
Карл
Эдуардович
* 3-я треть XVIII в.
Древо рода
Предки
Цепь родства
31.01.1829 – 15.07.1890

р. в Одессе. Профессор сельскохозяйственной механики в Московской Петровской земледельческой и лесной академии. 1867-80, первый директор Императорского Технического училища в Москве, а впоследствии начальник учебного отдела министерства путей сообщения. По окончании курса естественных наук в Московском университете (1853 г.), он поступил учителем в главное училище садоводства министерства государственных имуществ, но вскоре был перемещен в Одессу преподавателем математики в Ришельевском лицее. В 1859 г. он отправился за границу для изучения механических производств, а также — для ознакомления с постановкой преподавания в технических школах Западной Европы. Пробыв за границей около 5 лет, Д.-В. вернулся в Москву и занял место профессора Петровской земледельческой и лесной академии (1865). Через 2 года он был назначен директором Московского Технического училища. Вскоре после назначения Делла-Вос на этот пост, Техническое училище было преобразовано в высшее учебное заведение, программа преподавания — значительно расширена. Таким образом на директора возложена была нелегкая задача: в заведение, уже имевшее полный комплект учащихся, нужно было ввести преподавание по новым программам. Однако, неутомимая энергия Делла-Вос и прекрасное знакомство его с техническими школами Запада значительно облегчали его задачу. Вводя новые программы в существующем уже много лет учебном заведении, он не был пассивным исполнителем требований этих программ: напротив, как человек хорошо знакомый с этим делом, он оставался вполне самостоятельным и даже внес в преподавание новый, до тех пор вовсе неизвестный метод — метод систематического преподавания ремесел. Насколько целесообразным оказался этот метод, указывают не только успехи применения его в Московском Техническом училище, а также и то внимание, с каким отнеслись к нему политехнические школы Западной Европы и даже Америки. Желая поддержать связь оканчивающих курс молодых техников с училищем и, вместе с тем, дать им возможность дальнейшего усовершенствования в своей специальности, Делла-Вос основал при училище Политехническое общество. Правда, мысль о таком обществе еще раньше была высказана одним профессором училища, но несомненно, что и Делла-Восу принадлежит в осуществлении ее немалая доля участия: он не мог оставаться спокойным зрителем уже как директор, а еще более, как человек науки, впрочем — кстати сказать — не отвлеченной, чистой науки, а науки прикладной, применяющей свои данные к требованиям практической жизни. 18 октября 1877 г. состоялось первое общее собрание членов вновь организованного общества. В течение тринадцати лет заведования Техническим училищем (1867—1880 гг.), Делла-Вос сумел поставить на твердую почву преподавание по новым программам. В 1881 г. Д.-В. занял должность заведующего, вновь образованным, учебным отделом министерства путей сообщения, и тогда техническое училище, ценя его заслуги, в следующем же году избрало его своим почетным членом. Вновь образованному учебному отделу министерства путей сообщения предстояло переделать существующий строй технических училищ сообразно потребностям времени. Однако, столь сложная работа могла быть выполнена лишь под условием полного знакомства с историей возникновения и развития этих школ и их состояния в данную минуту. И вот Делла-Вос, со свойственным ему вниманием, принялся за изучение истории железнодорожных училищ, и только вполне овладев всем накопившимся материалом, он приступил к составлению плана преобразований. Так, им выработан был проект учреждения кондукторских школ с совершенно новой программой; преобразованы были существующие железнодорожные училища; составлен, наконец, проект общих оснований устройства школ пароходных машинистов и техников судостроительного дела. Кроме указанных работ, Делла-Восу пришлось в разное время принимать участие в преобразовании Института инженеров путей сообщения, давать отзывы о реформе в С.-Петербургском Технологическом институте и проч.Ko всем этим случайным работам он относился вполне добросовестно и всегда давал обстоятельные и полные глубокого интереса указания. В течение своей многолетней деятельности на поприще профессионального образования, Делла-Вос неоднократно был представителем различных русских учреждений на всемирных выставках: в Лондоне (1862 г.), Париже (1867, 1878 гг.), Вене (1873 г.), а также на художественно-промышленной выставке в Лондоне (1885 г.). Как специалист, он был членом многих ученых обществ, как, напр.: Императорского Русского Технического Общества, Политехнического — при Московском Техническом училище, Московского Общества распространения технических знаний, Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Императорского вольноэкономического, Императорского Общества сельского хозяйства и др. По своим взглядам Делла-Вос был убежденный консерватор. Если вся его деятельность и была посвящена всевозможным реформам и нововведениям, то это отнюдь не противоречит его основному взгляду; веруя в силу хорошей рутины, он приступал к коренной ломке учреждения лишь в том случае, когда он был уверен в полной его негодности и неспособности выполнять свою задачу. Как человек, он, по отзывам людей, близко знавших его, был необыкновенно добрый, отзывчивый, готовый помочь всякому — и советом, и делом, хотя на первый взгляд производил впечатление человека сухого, исключительно занятого своими "бумагами". Он умер 15 (27) июля 1890 года в Париже. После Делла-Воса остались следующие его труды (доклады в разных ученых обществах): "О соединении шины с вагонным колесом с помощью заливного кольца системы Козловского (1878 г.)"; "О новых улучшенных шурупах (1878 г.)"; "Об инструменте, заменяющем крючки при точке металлов". "Об улучшениях в машинах для продавливания отверстий". "О некоторых продуктах, доставляемых китом Ледовитого океана". "Ассоциации для предупреждения взрывов паровых котлов"; отчеты о состоянии Технического училища — за время его службы там (1867—1880 гг.); некролог бывшего управляющего техническим училищем генерала Д. Д. Ахлестышева. жена Цецилия. Была приемная дочь.

——— Сергей Малкин ———

Родился 31 января 1829 г.

Полное имя: Виктор Венцеслав Эрнст Делла-Восс

Делла-Вос Виктор Карлович (31.01.(12.2) 1829 Одесса - 15(27).05.1890, Париж). Русский деятель профессионального образования. Тайный советник.

С 1854 учитель русского языка, математики и геодезии в Главном училище садоводства Министерства государственных имуществ.

С 1857 учитель математики и физики в Ришельевском лицее.

В 1859-62 изучал теоретическое и прикладное машиностроение во Франции.

По возвращении в Россию в 1864 году работал профессором сельскохозяйственной механики Петровской земледельческой и лесной академии, где читает лекции с 1862 по 1871 гг. Заведующий кафедрой сельскохозяйственных машин этой академии (1865-1873).

С 1867-1868 гг директор Московского ремесленного учебного заведения (МРУЗ), с 1868-1880 гг. ректор ИМТУ.

С 1881 г. работает членом учебного комитета Ведомства благотворительных учреждений Императрицы Марии и управляющим канцелярией по учебным заведениям Министерства путей сообщения.

В 1878-81 президент Политехнического общества при ИМТУ.

В 1881 член Учеридительного комитета ведомства императрицы Марии и управляющий канцелярией Министерства путей сообщения по учебным заведениям.

С 1886 управляющий учебным отделом МПС.

Провёл реформу ж.-д. уч-щ, внедрял в них "рус. метод", отстаивал единство преподавания теории (в классах) и практических курса ремёсел (в мастерских и др.).

Награжден: Орден Святой Анны, Святого Владимира, Командорский крест со звездой от австрийского императора, ордена королей Вюртембергского, Шведского, Норвежского. Был обязательным членом многих российских научных обществ.

Окончил Императорский Московский университет в 1853 г. факультет естественных наук, со степенью кандидата физико-математических наук. http://people.bmstu.ru/abcdef/dv.htm

Виктор Карлович Делла-Вос (1829 −1890), ученый-механик, государственный и общественный деятель. Выпускник физико-математического факультета ИМУ, в 1853 г. получил степень кандидата физико-математических наук. С начала 1860-х гг. профессор механики Петровско-Разумовской земледельческой и лесной академии. С 1867 г. директор Московского ремесленного училища, преобразованного при его участии в 1868 г. в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). Проявил себя как организатор «русской» системы подготовки технических кадров, получившей всемирную известность. В течение своей многолетней деятельности на поприще профессионального образования Делла-Вос неоднократно был представителем различных русских учреждений на всемирных выставках: в Лондоне (1862 г.), Париже (1867, 1878 гг.), Вене (1873 г.), а также на художественно-промышленной выставке в Лондоне (1885 г.). В последние десять лет жизни – управляющий Учебным отделом МПС. Член многих научных обществ, основатель и президент Политехнического общества при ИМТУ, почетный член ИОЛЕАиЭ. С момента основания музея директор Механического отдела.

Памяти Виктора Карловича Делла-Вос : [Сб. речей, произнес. на э.-орд. собр. Политехн. о-ва] / Политехн. о-во, сост. при Техн. уч-ще. - Москва : тип. Ф.И. Нейбюргер, 1891. - 55 с.