Муж |
---|
Петр
Вальдгард * 3-я четв. XIX в. |
Сын |
Павел
Петрович Вальдгард * 1904 † 1978 |
Мл. брат и сёстры |
---|
Людмила
Дмитриевна * 10.01.1874 † 1962 |
Вера
Дмитриевна * 19.08.1875 † 1909 |
Николай
Дмитриевич * 8.04.1886 † 1945 |
Отец |
---|
Дмитрий
Антонович * 27.10.1840 † 1918 |
Мать |
Елизавета
Александровна Сатина * 3.04.1848 † 1919 |
Древо рода |
Предки |
Цепь родства |
——— Наталия Борисовна Сажикова ———
Наталия Дмитриевна Скалон - двоюродная сестра Наталии Александровны Сатиной - жены Сергея Васильевича Рахманинова. С 1890 по 1902 год состояла в дружеской переписке с С.В. Рахманиновым.
В начале 1903 года вышла замуж за конезаводчика Петра Петровича Вальдгарда, но через год ушла от него вместе с сыном Павлом, который родился у нее в 1904 году.
Наталья Дмитриевна жила в Тамбове и была вполне обеспечена, но после событий 1917 года у неё появилась необходимость самой зарабатывать себе на жизнь. И тут возникли сложности: она получила прекрасное домашнее образование и была незаурядной пианисткой, но никаких официальных дипломов не имела. Так как она профессионально владела фортепиано, Рахманинов очень любил играть с ней в четыре руки и даже выдал ей то ли в шутку, то ли всерьёз «справку», что она читает ноты с листа лучше всех знакомых ему музыкантов. Вот тут ей и пригодилась «справка» Рахманинова: её приняли в оперный театр на должность концертмейстера; она также обучала вокалистов итальянскому языку. Параллельно Н.Д. Скалон (Вальдгард) начала преподавать фортепиано в Государственной музыкальной школе I ступени.
В той же школе начинал учиться музыке ее сын, которому была посвящена вся последующая жизнь Натальи Дмитриевны. Павел Вальдгард (1904-1978) имел отличные музыкальные способности и занимался на фортепиано с лучшими тамбовскими педагогами под руководством своей матери. В 1922 году после окончания музыкального училища он переехал вместе с ней в Ленинград и поступил там в консерваторию. Однако в 1935 году Наталью Дмитриевну, как и многих других представителей дореволюционной аристократии, выслали в Саратов. Там в 1943 году она получила известие о смерти Сергея Васильевича Рахманинова. Узнав об этом, Наталья Дмитриевна была потрясена и лишь на несколько месяцев пережила своего любимого друга счастливых дней молодости.
Что же касается Павла Петровича Вальдгарда, то он закончил Ленинградскую консерваторию как дирижер и как композитор, причем его педагогом был М.О. Штейнберг, в классе которого занимался также Д.Д. Шостакович. За участие в кружке «Воскресенье» в 1929 году П.П. Вальдгард был репрессирован, и три года провел в лагерях, а затем поселился в Саратове, где жила его мать. В этом городе Павел Петрович работал дирижером в местной филармонии, сотрудничал с оркестром народных инструментов. В дальнейшем он был известен как музыкальный руководитель и дирижёр в филармониях Сталинграда, Одессы, Воронежа, Ростова-на-Дону. П.П. Вальдгард являлся одним из основателей Новосибирского театра оперы и балета, который открылся в 1943 году. Там в период 1944-47 гг. он осуществил несколько премьерных постановок.
Павел Петрович Вальдгард был выдающимся композитором. Он считается основоположником музыкально-драматического жанра для детей: им написаны три детские оперы, одна из которых – «Кошкин дом» – и в наше время с успехом идет в Новосибирске, Харькове, Ижевске и некоторых других городах. В Москве в Новой опере по этому произведению сделан кукольный музыкальный спектакль, в котором параллельно действуют куклы и певцы-кукловоды. Кроме того, Вальдгардом написано около двухсот романсов и песен, музыка к тридцати драматическим спектаклям, а также сочинения для симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.
В своей автобиографии Павел Вальдгард указывал, что брал уроки у Рахманинова – это вполне вероятно, так как композитор до своего отъезда за границу регулярно бывал в Ивановке (Тамбовской губ., где были имения у Сатиных и Скалонов), и Наталья Дмитриевна имела возможность показывать ему одарённого мальчика. Как известно, она сама много играла с Рахманиновым, и, занимаясь с сыном, стремилась передать ему все то лучшее, что она восприняла от великого музыканта.