РРФ Наталья Дмитриевна Скалон
Инфо С родней
Нет портрета
Муж
Петр
Вальдгард
* 3-я четв. XIX в.
Сын
Павел
Петрович
Вальдгард
* 1904
† 1978
Мл. брат и сёстры
Людмила
Дмитриевна
* 10.01.1874
† 1962
Вера
Дмитриевна
* 19.08.1875
† 1909
Николай
Дмитриевич
* 8.04.1886
† 1945
Отец
Дмитрий
Антонович
* 27.10.1840
† 1918
Мать
Елизавета
Александровна
Сатина
* 3.04.1848
† 1919
Древо рода
Предки
Цепь родства
2.11.1868 – 1943

——— Наталия Борисовна Сажикова ———

Наталия Дмитриевна Скалон - двоюродная сестра Наталии Александровны Сатиной - жены Сергея Васильевича Рахманинова. С 1890 по 1902 год состояла в дружеской переписке с С.В. Рахманиновым.

В начале 1903 года вышла замуж за конезаводчика Петра Петровича Вальдгарда, но через год ушла от него вместе с сыном Павлом, который родился у нее в 1904 году.

Наталья Дмитриевна жила в Тамбове и была вполне обеспечена, но после событий 1917 года у неё появилась необходимость самой зарабатывать себе на жизнь. И тут возникли сложности: она получила прекрасное домашнее образование и была незаурядной пианисткой, но никаких официальных дипломов не имела. Так как она профессионально владела фортепиано, Рахманинов очень любил играть с ней в четыре руки и даже выдал ей то ли в шутку, то ли всерьёз «справку», что она читает ноты с листа лучше всех знакомых ему музыкантов. Вот тут ей и пригодилась «справка» Рахманинова: её приняли в оперный театр на должность концертмейстера; она также обучала вокалистов итальянскому языку. Параллельно Н.Д. Скалон (Вальдгард) начала преподавать фортепиано в Государственной музыкальной школе I ступени.

В той же школе начинал учиться музыке ее сын, которому была посвящена вся последующая жизнь Натальи Дмитриевны. Павел Вальдгард (1904-1978) имел отличные музыкальные способности и занимался на фортепиано с лучшими тамбовскими педагогами под руководством своей матери. В 1922 году после окончания музыкального училища он переехал вместе с ней в Ленинград и поступил там в консерваторию. Однако в 1935 году Наталью Дмитриевну, как и многих других представителей дореволюционной аристократии, выслали в Саратов. Там в 1943 году она получила известие о смерти Сергея Васильевича Рахманинова. Узнав об этом, Наталья Дмитриевна была потрясена и лишь на несколько месяцев пережила своего любимого друга счастливых дней молодости.

Что же касается Павла Петровича Вальдгарда, то он закончил Ленинградскую консерваторию как дирижер и как композитор, причем его педагогом был М.О. Штейнберг, в классе которого занимался также Д.Д. Шостакович. За участие в кружке «Воскресенье» в 1929 году П.П. Вальдгард был репрессирован, и три года провел в лагерях, а затем поселился в Саратове, где жила его мать. В этом городе Павел Петрович работал дирижером в местной филармонии, сотрудничал с оркестром народных инструментов. В дальнейшем он был известен как музыкальный руководитель и дирижёр в филармониях Сталинграда, Одессы, Воронежа, Ростова-на-Дону. П.П. Вальдгард являлся одним из основателей Новосибирского театра оперы и балета, который открылся в 1943 году. Там в период 1944-47 гг. он осуществил несколько премьерных постановок.

Павел Петрович Вальдгард был выдающимся композитором. Он считается основоположником музыкально-драматического жанра для детей: им написаны три детские оперы, одна из которых – «Кошкин дом» – и в наше время с успехом идет в Новосибирске, Харькове, Ижевске и некоторых других городах. В Москве в Новой опере по этому произведению сделан кукольный музыкальный спектакль, в котором параллельно действуют куклы и певцы-кукловоды. Кроме того, Вальдгардом написано около двухсот романсов и песен, музыка к тридцати драматическим спектаклям, а также сочинения для симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.

В своей автобиографии Павел Вальдгард указывал, что брал уроки у Рахманинова – это вполне вероятно, так как композитор до своего отъезда за границу регулярно бывал в Ивановке (Тамбовской губ., где были имения у Сатиных и Скалонов), и Наталья Дмитриевна имела возможность показывать ему одарённого мальчика. Как известно, она сама много играла с Рахманиновым, и, занимаясь с сыном, стремилась передать ему все то лучшее, что она восприняла от великого музыканта.

http://menkova.ru/index.php/ru/nataly...