РРФ Константин Николаевич Вентцель
Нет портрета
Жена
Надежда
Яковлевна
Ростовцева
* 24.08.1859
† .09.1894
Дети
Михаил
Константинович
* 1882
† 1963
Маргарита
Константиновна
* 1888
† 1968
Жена
около 1897
Софья
Александровна
Станюкович
* 12.02.1871
† 18.11.1945
Дети
Александр
Константинович
* 1899
† 1960
Надежда
Константиновна
* 1900
† 1998
Арий
Константинович
* 1904
† 1979
Старшие братья
Александр
Николаевич
* 24.04.1854
† 19.02.1927
Николай
Николаевич
* 30.12.1855
† 6.02.1920
Младшая сестра
Розалия
Николаевна
* 10.06.1869
† 14.07.1944
Отец
Николай
Адольфович
* 11.11.1827
† 1908
Мать
Розалия
Массон
* 1.01.1833
† 1903
Древо рода
Предки
Цепь родства
24.11.1857 – 10.03.1947

педагог, философ

——— Алексей Абрашкин ———

1-я жена - Надежда Яковлевна Ростовцева 24.8.1859-9.1894

——— Сергей Малкин ———

После гимназии и реального училища Константин Вентцель поступил в 1876 году в Санкт-Петербургский технологический институт, но спустя год перешёл в Петербургский университет, на юридический факультет.

В начале 1880-х годов увлёкся революционной деятельностью: сначала примкнул к «Народной воле» , затем его взгляды стали более умеренными, он стал изучать работы Г. Спенсера.

В 1885 году Вентцель арестован в Воронеже — при обыске у его бывших единомышленников вместе с народовольческой литературой нашли сочиненное им ранее воззвание к рабочим. Через месяц была арестована его жена: из переписки с мужем «было видно её знание о его участии в революционной деятельности» . Пробыв тринадцать месяцев в тюрьме он вместе с женой был выслан в город Бобров Воронежской губернии под гласный надзор полиции.

В это период обозначилось его расхождение с русскими марксистами.Я безусловно против всякого насильного братства и потому против того коммунизма, который отрицает право личности на продукт своего труда. Прежде всего должно быть обеспечено это право, что же касается другой, более высокой в нравственном отношении экономической формы, построенной на принципе: «Труд по силам, распределение по потребностям» , то она должна быть, по-моему, результатом свободного соглашения людей между собой, свободного общественного договора.

В ссылке Вентцель сочинял статьи о свободе воли, переписывался с В. Г. Короленко, который прочитав рукопись статьи Вентцеля «Мораль жизни и свободного идеала» , заметил: «…я уже довольно давно не удовлетворяюсь так называемыми рациональными системами нравственности» .После ссылки Вентцелю было позволено жить в Москве; с 1891 года он работал в статистическом отделении Московской городской управы, заведовал редакцией журнала «Известия Московской городской думы» .

В 1896 году вышел его труд «Основные задачи нравственного воспитания» , ставший началом создания им теории свободного воспитания.

В 1906 году появились его работы: «Как создать свободную школу» и «Освобождение ребёнка» . Вентцель пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания» (1906—1909), близко сошёлся с выдающимся толстовцем И. И. Горбуновым-Посадовым, издателем и редактором журнала «Свободное воспитание» .

Но в 1908 году Вентцель неожиданно резко отходит от идей Толстого, единомышленником которого его всегда считали.

Он отрицает «внушение добра» , считая это тонким насилием взамен грубого. И. И. Горбунов-Посадов отказался печатать его статью.Вскоре вышло собрание сочинений К. Н. Вентцеля в двух томах: 1-й том — «Этика творческой личности» , 2-й — «Педагогика творческой личности» .

На Всероссийском съезде по семейному воспитанию в 1913 году Вентцель прочитал доклад «Свободное воспитание и семья» .

В годы Первой мировой войны Вентцель выступал против милитаризма и шовинизма; в «Открытом письмо ко всем людям и всем народам» призвал к «военной забастовке» для прекращения насилия.После Октябрьской революции, когда большинство учителей отказалось сотрудничать с новой властью, Наркомпрос пригласил специалистов в области свободного воспитания (в их числе и Вентцеля), обещая «создать свободную народную школу» . Однако в отличие от большевиков, Вентцель полагал, что «школа не должна служить орудием для осуществления тех или других преходящих политических задач» . Вскоре заговорили о проникновении в советскую школу мелкобуржуазных толстовских идей и Вентцель был вынужден уехать в Воронеж. Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования, заведующим научно-методической секцией Губоно.

С 1922 года — в Москве, где Доме отдыха ветеранов революции имени Ильича по вторникам и пятницам проходят «вечера интимной музыки пианиста К. Н. Вентцеля» .

К преподаванию его не допускают, работы не печатают.

Умер 10 марта 1947 года в Москве.

https://redday.ru/people/Ventcel_Kons...