Жена
10.11.1891 |
||
---|---|---|
|
||
Дети | ||
Георгий
Михайлович * 21.09.1892 † 1917/30 гг |
||
Елена
Михайловна * 11.08.1895 † 26.03.1951 |
||
|
||
Мария
Михайловна * 2.01.1904 † 29.11.1964 |
Мл. братья и сёстры | ||
---|---|---|
|
||
|
||
единоутробный брат
|
||
единоутробная сестра
|
||
единоутробная сестра
Варвара
Васильевна * рубеж 1890-х † 1890-е |
Отец | ||
---|---|---|
|
||
Мать | ||
|
Древо рода |
Предки |
Цепь родства |
——— Сергей Малкин ———
Михаил Абрамович Морозов (7 августа (19 августа) 1870, Москва – 12 октября (24 октября) 1903. Семейное дело обычно наследуют старшие сыновья, но в семье «тверских» Морозовых все вышло наоборот. Михаил Морозов, сын Абрама Абрамовича и Варвары Алекссевны, попробовал себя в роли директора Тверской мануфактуры, что быстро наскучило, и он занялся более интересными для себя делами.
Родители назвали его в честь брата Варвары Алексеевны, на которого он невероятно был похож характером. Хлудовская кровь бурлила, и такое поведение не предвещало ничего хорошего. Михаил Хлудов был известен всей Москве своими выходками. Вспомнить хотя бы тот факт, что он держал у себя дома живых ручных тигров, а одной из жен на день рождения подарил живого гигантского крокодила, выловленного по его поручению где-то в Африке.
Михаил Абрамович окончил МГУ. Во время учебы на историческом факультете мать выплачивала ему всего 75 рублей в месяц, из-за чего многие, кто знал семью, приходили в недоумение, а Варвара Алексеевна считала, что таким образом сможет защитить своего мальчика от соблазнов.
По достижении 21 года Михаил получил свою долю наследства и сразу стал очень богатым человеком! Началась красивая, богатая жизнь! Он обвенчался с восемнадцатилетней красавицей Маргаритой Мамонтовой, наследницей некогда богатого рода, но к моменту замужества – бесприданницей, благодаря недальновидности своего папеньки. Шикарная свадьба, обед в ресторане «Эрмитаж», где гуляла «вся Москва», а за ней сказочный, растянувшийся на полгода медовый месяц. Они останавливались в лучших отелях Петербурга, Парижа, в Ницце даже жили в соседних номерах с королевой Англии. По возвращении въехали в собственный особняк на Смоленском. Очень эпатажный, в стиле «китч», и вся жизнь устроена как бы напоказ. В доме была «египетская парадная со сфинксами», где рядом с новомодным телефоном, около которого дежурил швейцар, стоял самый что ни на есть настоящий египетский саркофаг с мумией, пугающий своим содержанием детей. В доме была своя электростанция. Наверное, даже не стоит говорить, что не все купцы Москвы могли себе это позволить. Но Михаил не любил себе ни в чем отказывать!
Дом Михаила Морозова славился на всю Москву пышными приемами, на которые он никогда не жалел денег. Обывателей выходки его и раздражали, и пугали. Про него говорили: внук крепостного мужика, а как хорошо гуляет! Обожал играть по-крупному. Однажды он проиграл за ночь в Английском клубе известному табачному фабриканту Михаилу Костанжогло более 1 млн рублей!
Имея много денег от доходов мануфактуры, он не знал им счета. При его миллионах многие называли его просто Мишей – и это при его-то росте и телосложении! Он мог позволить себе все, что вздумается! Однажды решил сделаться старостой Успенского собора. Ряд невероятно щедрых пожертвований – и voilà. А ведь в этом соборе короновались все российские государи! Скоро охладел и ушел с должности, хотя храм финансировать не перестал, и даже приступил к написанию книги по истории собора.
Да, не только на развлечения тратил Михаил Морозов капиталы семьи: пожертвовал значительную сумму денег для «выстройки залы Венеры Милосской и Лаокоона» в Музее изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева. Причем директору музея отказал в поддержке сам Савва Морозов со скептическими в его адрес комментариями: «Вот какой выискался меценат».
morozova_mВалентин Серов неоднократно писал портреты семьи Морозовых. Про картину, которая висела в гостиной на Смоленском, жена с детьми на фоне портрета главы семьи, все говорили автору, что она не может нравиться. «Ты доволен работой? - спрашивали художника знакомые. Я-то доволен, но главное, что и они довольны», - имея в виду Морозовых, отвечал Серов. Едкие замечания были обоснованными, ведь ему было тогда чуть более 30 лет, а на портрете выглядел значительно старше: приземистый, с широко расставленными ногами, лысеющий человек . Написал Серов и жену Михаила Абрамовича Маргариту Кирилловну. Художнику удавалось подметить отрицательные черты своих моделей. Именно поэтому Маргарита Кирилловна не захотела видеть готовый портрет. Уже будучи в преклонном возрасте, она увидела его в каталоге Днепропетровского музея, и была приятно удивлена, насколько получилась красивой, живой и трогательной.
morozov_mikaСамый известный портрет в исполнении Серова «Мика Морозов» – сын Михаила Абрамовича, на котором мальчик изображен таким же живым, как в жизни. Дети особенно удавались художнику. Мика Морозов позже стал знаменитым шекспироведом Михаилом Михаиловичем Морозовым, который однажды в своем интервью сказал: «Слава Богу, что произошла революция, а то бы я утонул в шампанском, как все эти Кнуровы, Курослеповы в пьесах Островского. Это же все мои родственники. А я, если и пью шампанское, так не купаюсь же в нем. Я – профессор, изучаю Шекспира».
Михаил Абрамович был знаком с Врубелем и знал, что художник очень нуждается в деньгах. Он ценил его талант, но за знаменитую картину «Царевна-лебедь», которая была любимой у его супруги, заплатил всего 300 рублей. Для сравнения, раковина в его ванной была в три раза дороже! Кстати, отношения с женой были сложными. В первый год после свадьбы они с друзьями отправились в Поповку, уютный уголок в 25 километрах от Твери, где была дача Морозовых. Маргарита Кирилловна была беременна. Плыли на небольшом судне, и Михаилу Абрамовичу захотелось «порулить». Судно напоролось на камень и немедленно затонуло. Все как-то выкарабкались на поверхность, а жену завалила мебель в рубке. Слава Богу, что нашелся смельчак - машинист, который вытащил ее, схватив за шляпу с огромными полями. Но испорченное впечатление от поездки не помешало бывать там с маленькими детьми, особенно с Микой.
Приезжал в Поповку и влюбленный в Маргариту Кирилловну Андрей Белый. Он называл ее «Сказкой», а про Михаила Абрамовича говорил, что рядом с его идеалом женственности он просто кентавр.
Кстати, сложности в отношениях с женой стали предлогом к написанию пьесы Сумбатова-Южина «Джентльмен». Дело в том, что спустя шесть лет после свадьбы терпение ее лопнуло, и она ушла. Слухи об этом расползлись по Москве быстро. Михаил Морозов стал прототипом главного героя Рыдлова, живущего в особняке с зимним садом, любителя шампанского и устриц. Игравший главную роль актер был даже загримирован под Михаила Абрамовича . Премьеру сыграли в Малом театре, а через год пьеса была отмечена Грибоедовской премией. После Малого театра пьесу поставили в петербургской Александринке. Однако, ажиотаж вокруг нашумевшего спектакля не нравился Варваре Алекссевне, и когда театр с этой пьесой приехал на гастроли в Тверь, она предприняла все меры, чтобы представление не состоялось. По ее просьбе все билеты через доверенных лиц были скуплены. В результате спектакль был сорван – зрителей в зале не было!
Кстати, говорили, что до знакомства с Морозовым Сумбатов-Южин просто зачитывался его фундаментальной книгой «Карл V», даже не подозревая об авторстве, ведь подписана она была «Михаил Юрьев». Как сто лет спустя вся Москва пыталась вычислить, кто же скрывается под псевдонимом «Борис Акунин», так и здесь многих интересовало, кто же такой М. Юрьев? Загадку раскрыл Немирович -Данченко, он же показал сходство главного героя Рыдлова с Михаилом Абрамовичем Морозовым.