Муж
1910-е |
---|
Алексей
Денисович Диков * 12.02.1889 † 1.10.1955 |
Муж
нач. 1920-х |
Борис
Юльевич Бриннер * 1875 |
Ст. братья и сестра |
---|
Фанни
Ивановна * 1885 |
Леонид
Иванович * 1887 † 1921 |
Анатолий
Иванович * 1889 † 1921 |
Младшие сёстры |
Серафима
Ивановна * 1905 |
Любовь
Ивановна * 1907 |
Отец |
---|
Иван
Иоакинфович * 1863 † 1921 |
Мать |
Августа
Дмитриевна Синицына * 1865 † 30.12.1940 |
Древо рода |
Предки |
Цепь родства |
или р. 6.06.1895; актриса МХАТ
——— Сергей Малкин ———
Бринер-Корнакова Екатерина Ивановна (10.06.1895 - 15.08.1956) «Корнакова, Катя Корнакова, Слышу крик монгольского орла, - И летит из лука из тугого Дикая монгольская стрела!
Кто-то (пропущено) озорной К нам сюда, на пыльные паркеты, Бешеной швырнул тебя рукой.
И лихим безумным метеором Ты неслась с безумием в очах По пустым по ледяным просторам В мировых безумных сквозняках."
Эти слова Корнея Чуковского обращенные в его альманахе «Чукоккала» о «мировых безумных сквозняках» Екатерине Корнаковой оказались пророческими. Екатерина Ивановна Корнакова, вторая жена Бориса Юльевича Бринера, родилась 10 июня 1895 г. в Кяхте. Отец Катерины (Она не любила своего полного имени, поэтому просила всех и всегда себя называть именно так), купец Иван Иокинфович Корнаков (1863 – 1921), в свое время, помогал Пржевальскому, Козлову и Обручеву в организации исследовательских экспедиций. Мать Августа Дмитриевна Синицина (1865-1940) – фольклорист, этнограф, была удостоена серебряной медали Русского Географического Общества. Родная сестра матери Александра Дмитриевна была женой одного из самых крупных во Владивостоке купцов и предпринимателей Михаила Григорьевича Шевелева. Семья Корнаковых сначала жила в Кяхте, затем в Монголии. В Кяхте любители сценического искусства собирались у Синициных. Среди участников спектаклей были и родители Катерины. Актерское дарование Катерины проявилось, когда она жила в имении своих родственников Янковских в Сидеми. Жена хозяина имения Маргарита Михайловна Янковская очень увлеченная, талантливая женщина, написала пьесу «Мечта поэта» и поставила ее в домашнем театре. В пьесе участвовали и сами Янковские, и их ближайшие друзья и родственники Бринеры, которые жили по соседству. А Кате Корнаковой досталась в нем роль Бабы Яги. В середине 1910-х гг, К.Корнакова обучалась актерскому мастерству в Московской частной драматической школе Николая Осиповича Массалитинова, которую он вел в партнерстве с артистами МХТ Н.Г. Александровым и Н.А. Подгорным. Позже она работала с К.С. Станиславским и была одной из любимых его учениц. Очень ценил и любил ее и Михаил Александрович Чехов. С 1916 г. Катерина Корнакова становится актрисой Московского Художественного Театра. Ее дебютной работой стала небольшая роль Лиды в спектакле З. Гиппиус «Зеленое кольцо». Но по-настоящему, как актриса, Корнакова заявила о себе ролью Сашенки Ростаневой в спектакле "Село Степанчиково" по Ф. Достоевскому, где ее партнером по сцене был ее учитель Н.О. Массалитинов. Среди других ее театральных работ: Алина в «Балладине» Ю.Словацкого 1920 г; Катарина в «Укрощении строптивой» 1923 г. Интересной была ее работа в спектакле «Любовь – книга золотая», по А. Толстому 1924 г., в котором К. Корнакова играла роль княгини Дарьи Дмитриевны Серпуховской. Одной из ее последних работ на сцене МХАТ стала роль Маруси в спектакле «Закат» по Исааку Бабелю в постановке Бориса Сушкевича, премьера которого состоялась 28 февраля 1928 г. Катерина была замужем за актером Алексеем Диким (1889-1955) - будущим Народным артистом СССР, дважды лауреатом Сталинских премий, исполнителем ролей Сталина и Нахимова. Но семейная жизнь у них не сложилась. В 1924 г. Катерина познакомилась с Борисом Юльевичем Бринером, который приехал в Москву из Владивостока в служебную командировку. Любовь, вспыхнувшая между ними, была сильной и взаимной. Ради Бориса, Корнакова была готова на все: оставить мужа, сцену, карьеру и уехать с ним хоть на край света. В те годы Советская власть не особенно заботилась об институте брака. Для того, что бы оформить развод достаточно было желания одного из супругов, чем и воспользовался Борис Бринер. Не спрашивая согласия своей жены Марии Благовидовой, он оформил развод и вторично женился на Катерине Корнаковой. Вскоре они приехали во Владивосток. Но именно Катерина Корнакова, так внезапно разрушившая мир целой семьи, сыграла определяющую роль в судьбе своего пасынка Юлия. Во время их встречи в Харбине в 1940 г., опытным взглядом МХАТовской актрисы, она разглядела в юноше актерский талант. Она рассказала ему о театре, о МХАТе, о Чехове и Станиславском и дала ему рекомендательное письмо к своему другу Михаилу Чехову, с которым Юлий отправился в Америку навстречу своей невероятной актерской судьбе. Катерина Ивановна разделила со свои мужем все трудности его нелегкой жизни концессионера и вместе с ним разделила его жизнь в эмиграции. В Харбине она организовала студию драматического искусства при коммерческом собрании «Дикс» и поставила несколько спектаклей: «Сверчок на печи», «Ночь перед Рождеством», «За приподнятой завесой», «Вечер памяти А.С. Пушкина». Она не смогла иметь детей, поэтому в декабре 1938 г они удочерили крошечную новорожденную девочку, которую назвали Катей и никогда не говорили ей, что она их приемная дочь. В 1945 г. Борис Бринер был арестован и вместе с семьей депортирован в СССР, но благодаря усилиям своего брата Леонида, семья Бринер была обменяна правительством Швейцарии на несколько гражданских советских лиц содержащихся в швейцарских тюрьмах. Для совершения сделки семья Бринер была отправлена в Москву. Катерина Ивановна воспользовалась случаем вновь побывать во МХАТе и приняла участие в похоронах выдающегося актера И. Москвина, которого глубоко уважала. После смерти мужа в июле 1948, Катерина Ивановна Корнакова- Бринер вместе с дочерью переехала к родственникам в Лондон, где и скончалась от рака 15 августа 1956 г. Опекуном ее дочери Кати до ее совершеннолетия, стал сын Бориса и пасынок Катерины Ивановны, теперь уже известный голливудский актер, Юл Бриннер. (Дополнительно о жизни Е.Корнаковой вы можете прочитать в статье А.В. Брюханова. «Екатерина Корнакова. Судьба женщины. Судьба артистки». Статья размещена в разделе дополнительных материалов.)
Театральные работы Екатерины Корнаковой.
1. 1916 г. «Гибель «Надежды» (Г. Гейерманс). Реж. Р.В. Болеславский. Роль – Ио. Первая студия МХТ. 2. 1916 г. «Зеленое кольцо» (З. Гиппиус). Роль – Лида. Первая студия МХТ. 3. 1917 г. «Село Степанчиково» (Ф. Достоевский). Реж. К.С. Станиславский. Роль – Сашенька Ростанева. Первая студия МХТ. 4. 1917 г. «Младость» (Л.Андреев). реж. К. Станиславский. Роль – Васька. Первая студия МХТ. 5. 1917 г. «Двенадцатая ночь или Как вам угодно» (У. Шекспир). Реж.Б.М. Сушкевич. Роль – Мария, прислужница Оливии. Первая студия МХТ. 6. 1920 г. «Балладина» (Ю. Словацкий). Реж. Р.В. Болеславский. К.С. Станиславский. Роль - Алина. Первая студия МХТ. 7. 1923 г. «Укрощение строптивой». Реж. В.С. Смышляев. Роль - Катарина. Первая студия МХТ. 8. 1923 г. «Герой" (Дж. Стинг). Реж. А. Дикий. Роль – Сара. Первая студия МХТ. 9. 1925 г. «Любовь – книга золотая» (А. Толстой). Реж. С.Г. Бирман. Роль – княгиня Дарья Дмитриевна Серпуховская. Первая студия МХТ. 10. 1925 г. «В 1825 году» (Н.А. Венксерн). Реж. Б.М. Сушкевич. Роль - Танечка Мерцалова. Второй МХАТ. 11. 1926 г. «Ефграф, искатель приключений» (А.М. Файко). Реж. Б.М. Сушкевич. Роль – Зоська. Второй МХАТ. 12. 1927 г. «Взятие Бастилии» (Ромен Роллан). Реж. В.С. Смышляев. Роль – Люсиль. Второй МХАТ. 13. 1928 г. «Закат» (И. Бабель). Реж. Б.М. Сушкевич. Роль – Маруся. Второй МХТ. 14. 1929 г. « Человек, который смеется» (В. Гюго). Реж. Б.М. Сушкевич. Роль – Джозиана. Второй МХАТ. 15. 1929 г. «Бабы» (К. Гольдони). Реж. С.Г. Бирман. С.В. Геацинтова. Л.И. Дейкун. Роль – Катэ, прачка. Второй МХАТ. 16. 1931 г. «Генеральная репетиция» (Ю. Соболев. В. Подгорный). Реж. И.Н. Берсенин. Роль - Федя. Второй МХАТ. 17. 1931 г. «Тень Освободителя». Реж. Б.М. Сушкевич. Роль – Аннинька. Второй МХАТ.
http://bryners.ru/main.php?bryner=8