РРФ Андрей Степанович Зертис-Каменский
Нет портрета
Младшая сестра
Анна
Степановна
* 1710-е
† 4.01.1770
Отец
Степан
Зертис
* 3-я четв. XVII в.
Древо рода
Предки
Цепь родства
17.10.1708 – 16.09.1771

архиепископ московский Амвросий, знаток древних языков, переводчик, составил "Службу св. митрополиту Димитрию Ростовскому". Растерзан взбунтовавшейся чернью в Донском м-ре в эпидемию холеры

——— Сергей Малкин ———

Амвросий Зертис-Каменский (до пострижения Андрей Степанович) — архиепископ московский, род. в гор. Нежине 17-го октября 1708 г., ум. 16-го сентября 1771 г., в Москве. Отец его, по происхождению валах, в 1691 г. переселился в Малороссию, служил у Мазепы переводчиком и был награжден поместьем в Нежинском полку за противодействие изменническим замыслам гетмана. 14-ти лет Зертис, после смерти отца, остался на попечении своего дяди по матери, соборного старца Киево-Печерской лавры Владимира Каменского, фамилию которого присоединил к своей, когда, в 1720 г., поступил в школу Киевского Богоявленского монастыря. Здесь Каменский оставался до 1728 г., когда переехал для продолжения образования в Польшу, в Львовскую духовную академию, в которой пробыл до 1733 г.; за все это время он обучался до риторики и философии. С 1733 г. Каменский начал слушать богословие в Московской славяно-греко-латинской академии у известного сперва префекта, а потом ректора академии Стефана Калиновского, который несомненно и убедил своего ученика идти в монахи, потому что, с переходом Стефана из Москвы в Петербург в архимандриты Александро-Невского монастыря, переезжает туда, в 1736 г., и Андрей Каменский, причем поселяется "для восприятия монашеского пострижения" в Невском монастыре. Пострижение это, впрочем, несколько замедлилось, так как Каменский получил разрешение Св. Синода принять монашество только в конце 1738 г. Вместе с тем, он состоял преподавателем Александро-Невской духовной семинарии, а с 1742 г. — и ее префектом. В 1743 г. Амвросий назначается, как опытный строитель и знаток церковной архитектуры, архимандритом Воскресенского, "Новый Иерусалим" именуемого, монастыря с целью восстановления запущенных зданий этого исторического памятника. 17-го ноября 1753 г. состоялось назначение Амвросия епископом переяславским и дмитровским, причем Воскресенский монастырь оставлен до окончания построек в его же ведении. В 1761 г. Амвросий переведен в сарскую и подонскую епархию, в 1764 г. возведен в сан архиепископа крутицкого, а 18-го января 1768 г. назначен архиепископом московским, причем Императрица Екатерина поручила ему возобновление кремлевских соборов. Во время московской чумы взбунтовавшаяся чернь варварски умертвила его в Донском монастыре. 6-го октября 1771 г. Императрица Екатерина II в письме к Вольтеру так рассказывала о смерти архиепископа Амвросия: "...Фельдмаршал Салтыков писал мне о следующей катастрофе, происшедшей в Москве с 15-го на 16-е сентября старого стиля. Тамошний архиепископ, по имени Амвросий, человек умный и заслуженный, узнав, что в течение нескольких дней чернь толпами стекается к образу, которому приписывали силу исцеления больных (они приходили умирать у ног Богородицы) и что туда приносится множество денег, приказал запечатать печатью эту кассу, чтобы употребить ее потом на богоугодные дела: экономическое распоряжение, которое каждый епископ в полном праве сделать по своей епархии. Можно полагать, что он имел намерение снять этот образ, как делалось не раз, и что это было только предварительною мерою. В самом деле, такое скопление народа во время эпидемии могло только усилить заразу. Но вот что случилось. Часть этой толпы стала кричать: "Архиерей хочет грабить казну Богоматери, надо его убить". Другая часть вступилась за архиепископа; от слов дошло до драки; полиция хотела разнять их; но обыкновенной полиции было недостаточно. Москва — особый мир, а не город. Самые ярые побежали в Кремль, выломали ворота у монастыря, где живет архиепископ, разграбили монастырь, перепились в погребах, в которых многие торговцы хранят свои вина, и не найдя того, кого они искали, одна половина отправилась к монастырю, называемому Донским, откуда они вывели этого почтенного старца и бесчеловечно умертвили. Другая часть продолжала драку при разделе добычи". — Как знаток языков латинского, греческого и еврейского, архиепископ Амвросий занимался, главным образом, переводами, и среди переводных его трудов на первом месте стоит "Псалтырь", изданная в первый раз Решетниковым в 1809 г. С греческого переведены им: 12 посланий Игнатия Богоносца, изд. М. 1772 г.; Кирилла Иерусалимского — "Огласительные и тайноводственные поучения", М. 1772 г.; Иоанна Дамаскина — "Богословие или изложение православной веры", М., 1765—1781 гг. С латинского: Гуго Гроция — "Рассуждение против атеистов и неутралистов", М. 1765 г. Кроме того, одно письмо его помещено у Бантыша-Каменского в "Словаре достопамятных людей" І, 36—37, а другое (о церковных имуществах) в "Дне" 1865 г. № 39. Из оригинальных сочинений архиепископа Амвросия известна составленная им "Служба св. митрополиту Димитрию Ростовскому".

Дела архива Св. Синода. — "Сборник Имп. Русск. Истор. Общества", т. ХIII, стр. 173—174 и 175—176. — Митр. Евгений, "Словарь духов. писат.", стр. 21—25. — Д. Бантыш-Каменский, "Жизнь преосвященного Амвросия" и "Словарь достопамятных людей", стр. 30—37. — "Русский Архив" 1863 г. — Филарет, "Обзор дух. литературы", стр. 343.

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_fi...

http://drevo-info.ru/articles/11489.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%...