РРФ Иван Петрович Белавенец
Нет портрета
Жена
.09.1866
Анна
Платоновна
Пишчевич
* 1837
Дети
Платон
Иванович
* 1867
† 20.08.1926
Николай
Иванович
* 1869
Петр
Иванович
* 17.05.1873
† 18.03.1932
Митрофан
Иванович
* 1874
Борис
Иванович
* 1875
Старшие братья
Николай
Петрович
* 4.11.1826
† 24.10.1854
Павел
Петрович
* 4.03.1828
† 1894
Отец
Петр
Павлович
* около 1787
Мать
Софья
Ермолаевна
Сорокина
* 1790-е
Древо рода
Предки
Цепь родства
23.05.1829 – 22.02.1878

1852-54, уч. кругосветного плавания на фрегате "Паллада", одна из гор названа его именем; изучал девиацию компаса

——— Сергей Малкин ———

Белавенец Иван Петрович, капитан 1-го ранга, писатель и исследователь в области научной навигации. Из дворян Смоленской губернии, родился в мае 1830 г. и первоначальное образование получил в Морском корпусе, откуда был выпущен в гардемарины 24-го августа 1846 г. Произведенный (1848 г.) в мичманы, он был оставлен в офицерском классе (ныне Академия), с 1848 г. по 1851 г. крейсеровал в Балтийском море и Финском заливе на кораблях «Березина», «Кацбах» и «Ретвизан», фрегатах: «Постоянство» и «Церера», на корвете «Наварин» и транспорте «Америка», 7-го августа 1831 г. произведен в лейтенанты и в течение 1852 и 1853 г.г. совершить кругосветное плавание от Кронштадта к берегам Японии на фрегате «Паллада», и во время этого путешествия занимался астрономическими и магнитными наблюдениями и преподавал гардемаринам навигацию, астрономию и физику. Командированный на винтовую шхуну «Восток», он принимал участие в описи и определении астрономических пунктов на берегах Кореи и только в 1854 г. возвратился в Кронштадт, совершив это путешествие берегом Сибири. В 1855 г. по собственному желанию он был командировать в Севастополь, где был назначен командовать батареей на Театральной площади, при чем 23-го апреля был сильно контужен в голову. Вернувшись в Кронштадту Белавенец получил назначение состоять при вице-адмирале фон-Шанце флаг-офицером на пароходо-фрегате «Камчатка», на малом Кронштадтском рейде, для защиты Кронштадта от нападения англо-французскаго флота, а вскоре получил в команду винтовую лодку «Стерлядь». По заключении мира, Белавенец был командирован, в 1856 г., в Северную Америку на строившийся там фрегат «Генерал адмирал», с которым в 1859 г. вернулся в Кронштадт, благополучно проведя его через океан. В 1860 г. Белавенец командовал пароходом «Курьер» в Финском заливе и 17-го октября ; того же года был произведен в капитан-лейтенанты. В 1861 г. с тем же пароходом «Курьер», которым он продолжал командовать, ходил по Балтийским портам. В это же время им был сделан в Кронштадте ряд магнитных наблюдений, после чего он назначил на стенках гаваней истинные пеленги для определения по ним девиации судовых компасов на рейде. В 1862 г. Белавенец был командирован в Англию, на Лондонскую всемирную выставку, для собрания сведений по гидрографии и для ознакомления с вопросами о девиации компасов. Здесь он был избран кореспондентом Британскаго съезда ученых и членом жюри по части морских наук и навигации. Вернувшись в Россию в 1863 г., Белавенец прочел в Кронштадте шесть публичных лекций о «Девиации компасов и о компасной обсерватории», а вскоре после этого был вторично командирован в Англию для производства магнитных наблюдений па строившейся броненосной батарее «Первенец» и для установки там компасов . По возвращении из Англии, ему было поручено исследование магнетизма на вновь строившихся броненосных батареях и мониторах , а вместе с тем он занимался исследованием возможности установки компаса па подводных лодках . 15-го марта 1805 г. Б. был назначен начальником только что в этом году устроенной компасной Обсерватории в Кронштадте и пожалован золотым компасом , украшенным бриллиантами, с надписью: «за полезные и ученые труды капитан-лейтенанту Белавенцу». В этом же году он опять ездил в Англию, командированный туда для заказа инструментов на компасную обсерваторию и для собрания сведений по девиации компасов, а 27-го марта 1866 г. был произведен в капитаны 2-го ранга. В 1870 г. во время путешествия Вел. Князя Алексея Александровича по рекам и озёрам до Архангельска, он находился в экспедиции для производства магнитных наблюдений, снаряженной одновременно с этим путешествием ; в Архангельске он сел на шхуну «Секстант» и плавал на ней к Мурманскому берегу, в Белое море и Ледовитый океан , после чего на клипере «Жемчуг» сделал переход в Кронштадт . 1 го января 1871 г. был произведен в капитаны 1-го ранга. Умер 22-го февраля 1878 г. Научные труды Белавенца по девиации компаса и его обширный литературные сочинения, печатавшиеся, преимущественно, в «Морском Сборнике», доставили ему довольно широкую известность в морских кругах и дали ему возможность, в качестве начальника компасной обсерватории, применять на деле сделанные им наблюдения и открытия. Заведуя этой обсерваторией, он нес , главным образом , обязанности но установки компасов и определению девиации на всех судах нашего флота; по его наблюдениям и вычислениям были установлены компасы на всех мониторах и железных броненосных судах и на «поповках », на которых ему пришлось применить новые приемы, так как суда эти имели круглую форму. Он изобрел особый прибор для устранения девиации и усовершенствовал многие морские инструменты. Стараниями Белавенца. были также, между прочим , основаны в Кронштадте первые литературные вечера и «Детская Библиотека». Вот список сочинений Белавенеца: «Новый высотомерный инструмента г. Оака» (Из «Морского Сборника» 1800 г., № 9), СПБ. 1800 г., с чертежами в тексте; — «Инструменты, употребляемые описными офицерами Соединенных Штатов » (Из «Морск. Сбор.» 1800 г.); «Извлечение из отчетов Ливерпульской компасной комиссии за 1855 и 1856 г.» 2 статьи (Оттиск из «Морского Сбор.», №№7 и 8, 1861 г.); — «Взгляд на современную потребность разрешения задач мореплавания и способ устройства магнитных пеленгов в Кронштадте». Оттиск (оттуда-же) № 4, —«Ледяной промысел . Торговля льдом в Америке, способы очистки и резки льда, инструменты, для этого употребляемые, устройство ледников , система подъема льда лошадьми и машинами, транспортировка льда морем и по железным дорогам , потребность развития ледяного промысла в России» (Оттиск оттуда же, № 10);—«Описание инструментов кораблевождения, представленных на всемирную выставку в Лондоне в 1802 г.» (компасы, барометр и сфереометр ) (Оттиск оттуда же 1862 г., № 8); тоже: Термометры, лоты, лаг , дальномер и секстанты (Оттиск оттуда же); —Новый и точный способ определять место судна в море по проекции на меркаторской порт Т. Сомнера». Перев. И. Белавенца, СПВ. 1863 г.;— «По поводу изобретения г. Джизборна» (О компасе) (Оттиск из «Морского Сборника» 1863 г., № 0);—«О девиации компасов и компасной обсерватории>. СПБ. 1863 (Приложение к 3 11 «Морского Сборника»);— «О девиации компасов и о дигограммах , с приложенисм статьи о магнитном состоянии железного броненосца «Первенец ». СПБ. 1865 г.;— «Бланки для вычисления девиации и магнитных наблюдений шисуднЬ». СПБ. 1365 г.;—«Биографический очерк Арчибальда Смита». СПБ. 1865 г. (на русском и английском языках );—«Первое дополнение к сочинению о девиации компасов и о дигограммах ». 1866 г. Кроме того, им было выпущено 5 дополнений к этому сочинению в 1867, 1869, 1871, 1872 и 1875 г.; —«Установка компасов внутри железной лодки», СПБ. 1867 г.; —«Магнитные наблюдения, произведенные во время плавания Великого Князя Алексия Александровича речным путем из Петербурга в Архангельск, Белым морем и северным ледовитым океаном в 1870 году». СПБ. 1871 г.; — «Девиационный прибор П. П. Белавенца» (текст английский и русский); —«Логарифмы и соответствующие числа на четыре цифры» (на одном листке) СПБ.; —«О необходимости постоянных наблюдений над компасами». «История Импер. Русскаго Географ. Общества»; «Общий Морской Снисок », Ч IX, стр.—366—370;— С. А. Венгеров, с Русские книги с биографическими данными об авторах и переводчиках»». Вып. XXIX стр. 390—391;—«Брокгауз и Ефрон »; Березин «Энциклопедический Словарь»;—«Кронштадтскии Вестник > 1897 г., № 24;—сС.-Петербургские Ведомости» 1978 г., № 57; - Венгеров «Словарь», Т. V. Б. Алексеевский