РРФ Екатерина Васильевна Гельцер
Нет портрета
Муж
Василий
Дмитриевич
Тихомиров
* 1878
† 1956
Старшая сестра
Вера
Васильевна
* 1870-е
Младшие сёстры
Любовь
Васильевна
* 1878
† 1955
Татьяна
Васильевна
* 4-я четв. XIX в.
† 1970-е
Отец
Василий
Федорович
* 26.12.1840
† 30.12.1908
Мать
Екатерина
Ивановна
Блинова
* сер. XIX в.
Древо рода
Предки
Цепь родства
1.11.1876 – 12.12.1962

балерина

——— Александр Александрович Антонов ———

Первой из артисток балета удостоена звания нар. арт. Республики (1925). Дочь В. Ф. Гельцера. По окончании МХУ (педагоги И. Д. Никитин, Х. Мендес) с 1894 в Большом театре. С 1896 в Мариинском театре; выступала в балетах, пост. М. И. Петипа, работа с которым оказала на неё значительное влияние. Занималась с педагогом Х. П. Иогансоном. В 1898 вернулась в Большой театр. Яркая представительница рус. школы классического танца, Г. соединяла в своём исполнении лёгкость, виртуозность, стремительность с широтой и мягкостью движений. Особое значение для её искусства имела деятельность балетм. А. А. Горского, в спектаклях которого балерина исполняла ведущие партии. Самой значительной работой Г. был образ Саламбо («Саламбо», 1910, балетм. Горский, первое исполнение). В этой партии определились осн. качества её дарования: соединение блестящей классич. танцовщицы и крупной мимич. артистки, обладавшей открытым, живым, ярким темпераментом, стремившейся передать на сцене подлинную правду чувств и переживаний. Большое влияние на Г. оказало искусство Моск. Художеств, и Малого театров. Среди партий: Китри (1906), Раймонда (1908), Одетта-Одиллия (1912), Медора (1912, балетм. Горский, первое исполнение). Рыбачка («Любовь быстра!», 1913, балетм. тот же, первое исполнение). Царь-девица («Конёк-Горбунок», 1914), Евника («Евника и Петроний», 1915, балетм. тот же, первое исполнение), Лиза (1916). В 1910 выступала в Брюсселе, Берлине, Русских сезонах в Париже; в 1911 (вместе с Тихомировым и группой артистов Большого театра) - в Лондоне, в том же году - в США (с М. М. Мордкиным). Гастролировала также по городам России. Последние партии Г. Эсмеральда (1926, балетм. Тихомиров, по Ж. Перро и Петипа, первое исполнение) и Тао Хоа (1927, балетм. Л. А. Лащилин и Тихомиров, первое исполнение). Перестав выступать на сцене Большого театра, Г. с 1935 гастролировала по Сов. Союзу (вплоть до Вел. Отечеств. войны) - как в крупных городах и пром. центрах, так и в самых отдалённых районах страны. Гос. пр. СССР (1943).