Старший брат |
---|
Моисей
* 1596 † 1661 |
Младшие братья |
Гаврила
* рубеж XVII в. |
Михайло
* рубеж XVII в. |
Отец |
---|
Симеон
* сер. XVI в. † .10.1607 |
Древо рода |
Предки |
Цепь родства |
1633-47, митрополит Киевский и Галицкий
——— Сергей Малкин ———
Отец его Симеон Могила был сперва господарём Валахии (1601—1607), потом Молдавии (1607—1609). В 1612 году Мовилам после поражения их от Кантемиры-мурзы, занявшего господарство, пришлось бежать в Речь Посполитую, где у них были сильные и богатые родственники: племянница Симеона, Раина Могилянка, была женой Михаила Вишневецкого, которому принадлежала почти вся левобережная Украина. Здесь же фамилия Мовилэ трансформировалась в Могилу.
Во Львовской братской школе Пётр получил образование в православном духе. Завершил своё образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. В совершенстве овладел латинским языком. Сначала был офицером Речи Посполитой, участвовал в Хотинской битве, но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан.
В 1627 году был избран архимандритом Киево-Печерской лавры, который прямо подчинялся патриарху Константинопольскому, но не митрополиту Киевскому, и носил титул «великого архимандрита». Митрополит Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра определилась вражда между ним и преемником Иова Борецкого на митрополичьей кафедре — Исайей Копинским.
Этим противостоянием, возможно, было обусловлено то, что Пётр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве, невзирая на уже существующее Киевское братское училище.
В 1632 году Могила был представителем части киевлян на сейме в Варшаве при избрании польского короля Владислава IV. В апреле 1632 года скончался король Сигизмунд III. Согласно польским обычаям, по смерти короля собирался сначала Сейм, называемый «Конвокацийный», на котором делался обзор предыдущего царствования и подавались разные мнения об улучшении порядка, а затем собирался Сейм «Элекцийный» — для избрания нового короля. Первый Сейм состоялся в Кракове, куда приглашены были все чины — духовные и светские. Митрополит Киевский Исаия (Копинский), обремененный немощами и старостью, не мог отправиться сам и, по совету всего киевского духовенства, отправил на Сейм в качестве своего представителя архимандрита Петра (Могилу). Со стороны митрополита Исаии это был лучший выбор для участия православной делегации в Сейме. Благодаря стараниям Петра Могилы король впервые признал легитимным существование в Киеве четырёх православных епархий и митрополии. Несмотря на все протесты католического и униатского духовенства православные получили от короля Владислава диплом, которым подтверждалось свободное исповедание веры, совершение Таинств, разрешение реставрировать церкви и строить новые, создавать при церквах и монастырях братства, богадельни, школы, семинарии и типографии. Повелено было Сеймом все споры и распри прекратить, все приговоры прежних Сеймов против православных уничтожить и впредь жить всем в покое без притеснений друг друга. В силу этой привилегии подтверждено было право православному духовенству, дворянству и всему народу православному в Литве и Польше избирать себе православного Митрополита и посвящаться ему от Константинопольского Патриарха. Все киевские монастыри были переданы в ведение православного Киевского митрополита. Эти постановления, несмотря на протесты униатов, утверждены были королем и Сеймом 1 ноября 1632 года. Добиться данного положения и выйти победителем в этой неравной борьбе мог только Пётр Могила — княжич по происхождению, имевший мало равных себе по воспитанию, выдающийся, тонкий дипломат, образец в вере и по ревности к Святому Православию. Тогда же утвердили Могилу киевским митрополитом, с сохранением лаврского архимандритства. Смещение митрополита Исаии было узаконено церковно тем, что патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь) прислал избранному владыке Петру архипастырское благословение на митрополию. Однако среди православных оставались и сторонники удалённого митрополита Исаии, которые винили Петра в личном честолюбии. Поэтому Пётр устроил свою хиротонию не в Киеве, а во Львове. Здесь на Фоминой неделе 28 апреля 1633 года Пётр на собрании своих приверженцев объявил себя митрополитом. Рукоположение Петра возглавил епископ Львовский, пользуясь полномочиями экзарха патриарха Константинопольского Иеремии Тиссаровского. Затем новопоставленный митрополит отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя панегириками — от лаврской братии и братской школы. В панегириках восхваляли знатное происхождение Петра Могилы, его отречение от мира, его покровительство наукам и особенно его последние заслуги для Церкви. Однако по въезде в Киев ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Лавру. По приказу Петра Могилы престарелого и больного Исаию Копинского ночью схватили в Киево-Михайловском монастыре, где он настоятельствовал, и в одной власянице, перебросивши через коня, «как какой-нибудь мешок», перевезли в Киево-Печерскую обитель. Однако Исаия скоро освободился или был освобожден из Лавры, дав, вероятно, обещание Могиле жить спокойно и не действовать против него.
По согласию польского короля при Могиле Православной церкви были возвращены монастыри и храмы, в том числе Софийский собор и Выдубецкий монастырь. Он восстановил и устроил старинную церковь Спаса на Берестове, а также Трёхсвятительскую церковь, которую отдал Братскому монастырю.
В 1635 году были раскопаны и очищены от развалин остатки Десятинной церкви.
Особенное внимание обратил Могила на Киево-братскую школу, ныне называемую Могилянской. В 1632 году Киевскую братскую школу объединили со школой Киево-Печерской лавры. После объединения школы были реорганизованы в высшее учебное заведение — Киево-Могилянскую коллегию, которая с 1701 года была переименована в академию. Киево-Могилянская коллегия стала первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Чтобы противостоять современной римо-католической учёности на том же уровне, митрополит Петр позаимствовал весь строй новой школы с латино-польских образцов, которые таким образом привил в южнорусской православной среде. Впоследствии митрополит завёл ещё и низшее училище в Виннице. Пётр хотел устроить отделение своей школы и в Москве. И в 1634 году такое отделение его школы, где монахи Киево-Братского монастыря обучали юношество Москвы, было создано.
При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский.
Святитель Пётр внезапно умер в последнюю ночь 1646 года на новый, 1647 год, то есть 1 января 1647 года, в полном расцвете сил. Тело святителя Петра было перенесено из Киево-Печерской лавры в Софийский собор. 9/22 марта останки митрополита, не подвергшиеся во все эти месяцы тлению, были преданы земле на указанном им самим месте — в Великой Печерской (Успенской) соборной церкви возле левого клироса.
Тело митрополита Петра находилось на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Великая лаврская церковь была взорвана. Взрывчатку заложили возле места погребения митрополита. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова.
8 декабря 2005 года по благословению патриарха Алексия II имя митрополита Петра было внесено в месяцеслов Русской православной церкви. День памяти по календарю РПЦ — 31 декабря (13 января).