РРФ бар. Андрей Иванович Дельвиг
Портрет
Жена
Эмилия
Николаевна
Левашова
* 24.04.1820
† 6.01.1878
Ст. брат и сестра
Александр
Иванович
* 1810
† 4.11.1831
бар. Александра
Ивановна
* 7.11.1811
† 19.12.1877
Младший брат
бар. Николай
Иванович
* 26.05.1814
† 22.06.1870
Отец
Иван
Антонович
* 7.05.1783
† 17.04.1815
Мать
кн. Александра
Андреевна
Волконская
* около 1788
† 31.07.1844
Древо рода
Предки
Цепь родства
13.03.1813 – 20.01.1887

инж. путей сообщения, начальник управления жел. дорог; 1853-66, перестройка Мытищенского водопровода, с 1866 председатель рус. техн. общ.; генерал, сенатор мемуарист

——— Павел Евгеньевич Фок ———

ДЕЛЬВИГ (Delwig, Dallwig) Андрей Иванович (13 марта 1813, с. Студенец Задонского у. Воронежской губ. - 20 января 1887, С.-Петербург), барон, сенатор (1869), инженер-генерал (1883). Из рода Дельвигов. Брат Н. И. Дельвига, двоюродный брат А. А. Дельвига. Образование получил в Военно-строительном училище в С.-Петербурге и Институте корпуса инженеров путей сообщения, который окончил в 1832 (в 1831 проходил практику в Управлении изысканиями по составлению проекта для устройства шоссе от Москвы до Брест-Литов-ска). Д. участвовал в сооружении и проектировании Московского водопровода (1832-35), в т. ч. составил проекты перестройки ключевых бассейнов в с. Большие Мытищи (1834-35); перестроил мост в Туле через р. Упа (1837). С 1839 занимался работами по снабжению водой Московского воспитательного дома, устройству набережных, проводил изыскания по снабжению Москвы ключевыми водами. Опубликовал свое первое сочинение (на французском языке): "Записка о некоторых технических вопросах, касающихся устройства старого акведука в Москве". В 1841 произвел осмотр местности близ Сухума для проведения мелиоративных работ, разработал проекты реконструкции старого моста и постройки нового через р. Кубань у крепости Прочный Окоп, в 1842 руководил работами по устройству переправы через Кубань у Варениковой пристани. В 1842-55 состоял при главноуправляющем Главного управления путей сообщения и публичных зданий (ГУПС и ПЗ) графе П. А. Клейнмихеле. В конце 1842 - начале 1843 разработал проект моста через Днепр в Киеве (не утвержден императором). В 1845-48 начальник работ по обустройству Н. Новгорода (произвел ремонт Кремля, архитектурного ансамбля Нижегородской ярмарки, различных зданий и др.; руководил работами по сооружению водопровода и фонтанов, в т. ч. первого в городе - на Благовещенской пл.). Инспектор военных сообщений действующей армии во время Венгерского похода русских войск для оказания содействия австрийскому правительству при подавлении революции в Венгрии (1849); руководил строительством моста через р. Гернат у деревни Пога, участвовал в боевых действиях, в т. ч. в сражениях под Вайценом и Дебреценом. С 1850 член Ученого комитета ГУПС и ПЗ и Технической комиссии при Департаменте железных дорог. В 1852-61 председатель Архитектурного совета Комиссии для возведения в Москве храма Христа Спасителя, а также член Комитета для надзора за устройством фабрик и заводов в Москве и Московском у. С 1852 начальник Московских водопроводов. К торжествам по случаю коронации императора Александра II (1856) устроил систему водоснабжения на Ходынском поле в Москве. С 60-х гг. участвовал в строительстве 32 железнодорожных линий общей протяженностью св. 111 тыс. верст. С 1861 главный инспектор частных железных дорог, с 1868 член Комитета железных дорог. С 1869 член Совета Министерства путей сообщения (МПС), постоянный член учрежденного при Военном министерстве Комитета по передвижению войск железными дорогами и водою, одновременно назначен присутствующим в Сенате по делам МП? (вместо министра) И председательствующим в Совете Министерства, принял ближайшее заведование делами по железным дорогам с правами начальника Главного управления. В 1869^-71 во время отсутствия министра неоднократно управлял Министерством. В январе-мае 1871 начальник управления железных дорог и председатель Совещательного комитета МПС, затем уволился по состоянию здоровья. С 1871 присутствующий в Межевом департаменте Сената. В 1875-77 председатель Съезда главных по машиностроительной промышленности деятелей. В 1875-76 член Комитета по рассмотрению вопросов, относящихся до снабжения русских железных дорог рельсами и подвижным составом. Один из организаторов и первый председатель Русского технического общества (1867-70), затем почетный член Общества и его Совета. Инициатор создания технических железнодорожных училищ на благотворительные средства. Основанное в 1870 Московское железнодорожное училище получило наименование Дельвиговского. В 1880 Д. пожертвовал средства на развитие этого училища из сумм, собранных по подписке в честь 50-летия его службы в офицерских чинах, а в 1882 - дом для общежития этого училища. В 1880 учредил стипендию в Институте инженеров путей сообщения. Именные стипендии Д. учреждены также Московской городской думой в Московском техническом училище и С. С. Поляковым в елецком Александровском техническом железнодорожном училище. Занимался научными исследованиями. Среди его работ: "Руководство к устройству водопроводов" (1856-57, удостоено Демидовской премии Петербургской АН; долгое время служило основным пособием при проектировании и строительстве водопроводов), "Исследования г. Дарси о движении воды в трубах" (СПБ, 1859), "Историческое обозрение искусства проводить воду" ("Вестник промышленности", 1859. т. 1-2, № 3-5), "Московские водопроводы в 1860 году" (там же, 1861, № 7) и др. Автор статей в "Журнале Министерства путей сообщения"; составитель сборников статистических сведений: "Валовый сбор на частных железных дорогах" (1865-68), "Валовый сбор на русских железных дорогах" (1868-69). Воспоминания Д., охватывающие период 1813-76, содержат сведения о А. С. Пушкине, А. А. Дельвиге, П. Я. Чаадаеве, А. И. Герцене и др. ("Мои воспоминания", т. 1-4, М., 1912-13; 2 изд.: "Полвека русской жизни, 1820-1870", т. 1-2, М.-Л., 1930).