РРФ Вадим Федорович Рындин
Нет портрета
Жена
сер. 1930-х
Августа
Михайловна
Каршанова
* нач. XX в.
Дети
 
 
 
 
Жена
Наталья
Ивановна
Бессарабова
* нач. XX в.
Жена
1950-е
Галина
Сергеевна
Уланова
* 26.12.1909
† 21.03.1998
Отец
Федор
Константинович
* .04.1873
† 2.06.1938
Древо рода
Предки
Цепь родства
1902 – 1974

нар. художник СССР, театр. художник; 3р.брат Вл.Ал.Победина

——— Сергей Малкин ———

Статья о В. Ф. Рындине из энциклопедического издания «МХАТ. 100 лет»

(2.1.1902, Москва — 9.4.1974, Москва)

Театральный художник. Народный художник СССР (1962).

В 1917—1920 гг. учится в Свободных художественных мастерских (Воронеж), в 1922—1924 гг. — в московском ВХУТЕМАСе. Член художественных объединений “Маковец”, ОМХ, “Четыре искусства”, на выставках которых показывает станковые графические работы. Графикой и живописью впоследствии занимается постоянно. Начало работы в театре — в Воронеже в 1922—1924 гг. (“Разбойники” Шиллера, “Гамлет” Шекспира, “Ревизор” Гоголя). С 1925 г. — в Камерном театре (вначале художником-исполнителем). В 1927 г. дебютирует там как художник-постановщик (“Заговор равных” М. Левидова, постановка А. Таирова). В 1931—1934 гг. — главный художник Камерного театра, где формируются черты сценографического стиля Рындина. Он не принадлежал к конструктивистам, не тяготел к открытой функциональности оформления, к игре натуральными фактурами. Творчеству Рындина этого периода свойственны применение единой установки, тяготение к сценической метафоре, открытая театральность, лаконизм, графическая четкость и ясность композиции. Среди его наиболее значительных работ в Камерном театре — “Машиналь” С. Тредуэлл (1933), “Оптимистическая трагедия” Вс. Вишневского (1933). Впоследствии главный художник московских театров: 1935—1944, 1947—1953 гг. — Театр им. Вахтангова; 1944—1947 гг. — Театр драмы; 1953—1974 гг. — Большой театр. В МХАТ приглашен в 1937 г. для оформления пьесы Н. Вирты “Земля” (борьба с кулаками на Тамбовщине). Выбор режиссуры (Л. Леонидов, Н. Горчаков) мог показаться неожиданным: Рындин имел репутацию художника-урбаниста, а в МХАТ ему предстояло воплотить стихию крестьянской жизни и классовой борьбы в деревне в духе психологического реализма, что Рындин и сделал. Впервые он решил спектакль в живописной манере, доказав, что владеет и ею. Умело вписав в пейзаж сельские постройки (богатый, “под железом” дом кулака Сторожева, убогую мазанку беднячки Мавры), художник сосредоточил внимание на различных состояниях земли. Живописное решение неба соседствовало с изобретательной разработкой фактур земли, осуществленной под руководством И. Я. Гремиславского. “Борозды свежевспаханной земли, — вспоминал Рындин, — мы решили в виде полос грубого темного войлока, для зеленой нашли фактуру мохнатой простыни, а ржаное поле сделали с помощью золотистых тростниковых веников”. Монументализированные пейзажи “Земли” были эффектны и убедительны. Немирович-Данченко при разборе спектакля говорил об их излишней парадности. Вслед за “Землей” Рындин оформляет пьесу Горького “Достигаев и другие” (1938) в духе бытовой достоверности: павильоны давали необходимое представление о социальной среде, образе жизни, эпохе. Узнать в эскизах к “Достигаеву” художника Камерного театра было уже совсем невозможно. Овладев достоверной разработкой интерьеров в духе психологической декорации, Рындин не раз использовал эти приемы в последующие годы, когда реализмом считалось исключительно “изображение жизни в формах самой жизни”. Однако в художнике жила потребность разрушить рамки быта, жила страсть к смелым обобщениям, потребность в театральной игре, время от времени взрываясь неистовой гиперболизацией (“Сыновья трех рек”, 1944; “Сирано де Бержерак”, 1942), воплощаясь в сценографических метафорах (“Молодая гвардия”, 1947; “Гамлет”, 1954). Работая в опере, Рындин создает эффектные монументализированные композиции, романтические декорации, отмеченные серьезной живописной культурой. Приглашенный в МХАТ на “Зимнюю сказку” Шекспира (1958, постановка М. Кедрова), Рындин сочиняет красивую живописную среду в духе спектаклей в Большом театре, а в “Нахлебнике” Тургенева (1969, постановка Г. Конского) словно бы вспоминает о своем мхатовском “Достигаеве”.

А. Михайлова

https://mxat.ru/history/persons/ryndin/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рындин,...

https://j-e-n-z-a.livejournal.com/191...

https://www.kino-teatr.ru/kino/painte...