Мл. братья и сестра | ||
---|---|---|
|
||
|
||
|
||
|
Отец | ||
---|---|---|
|
||
Мать | ||
|
Древо рода |
Предки |
Цепь родства |
——— Николай Михайлович Алемаскин ———
Софья Константиновна Россинская, православного вероисповедания из дворян, родилась 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1898 г. в Баку. Её отец, потомственный дворянин Константин Сергеевич Россинский, заведывал в то время в Баку механическими мастерскими «Восточного общества товарных складов», владевшего пароходством на Волге, судами на Каспийском море, собственными заводами и мастерскими. В 1913 г. после слияния «Восточного общества товарных складов» с пароходной компанией «Кавказ и Меркурий» он стал Управляющим объединённой компании. Мать Софьи Константиновны Валентина Васильевна, выпускница Женского учебного заведения святой Нины в Баку (1890), была хранительницей семейного очага, воспитывала детей. Семья в соответствии с традициями своего времени была многодетной. Детей у Россинских было пятеро.
В 1916 году Софья Константиновна, окончив астраханскую женскую гимназию Н. С. Шавердовой и выдержав экзамен по курсу мужской гимназии, поступила в Петроградский женский медицинский институт. Учёба в Петрограде не продлилась долго. По воспоминаниям С. К. Россинской, в связи с участившимися в 1917 г. беспорядками за ней приехал отец и увёз в Нижний Новгород. Барышне, по мнению родителей, неприлично было одной оставаться в городе в такое неспокойное время. Революция застала Россинских в Нижнем Новгороде.
В Москву Софья Константиновна приехала в начале 1920-х годов. Её отец был привлечён к послереволюционному восстановлению речного пароходства на Волге, а затем переведён в Москву в Центральное правление государственных речных пароходств НКПС СССР. Здесь, в Москве, она познакомилась с художником Николаем Дмитриевичем Бартрамом, с его Музеем игрушки на улице Кропоткина (бывш. Пречистенка), где она училась на курсах на отделении мягкой игрушки.
По воспоминаниям Софьи Константиновны, появление в 1929 г. производственной мастерской при Музее игрушки стало настоящим спасением для неё, и не только для неё. Дело в том, что в этом году был арестован её отец. Сочетая работу над мягкой игрушкой в мастерской, со стоянием в очередях в Бутырской тюрьме с передачами для отца, она стала содержать семью. Иногда ей удавалось устроить в мастерскую к Н.Д. Бартраму тех, кого она встречала в этих мрачных тюремных очередях.
Годы спустя выяснилось, что Константин Сергеевич Россинский был арестован в связи с готовившимся тогда «процессом Промпартии». Советская Власть «увлекалась» в то время громкими публичными процессами над «врагами народа». «Промпартия» фабриковалась в ОГПУ как контрреволюционная организация, якобы объединившая крупных инженерных специалистов старой России в стремлении свергнуть советскую власть. Процесс прошёл в ноябре 1930 г. в Москве с отголосками репрессий по всей стране. Константин Сергеевич до процесса не дожил, умер в тюрьме в мае 1930-го года. Русские инженеры, до той поры, гордо носившие фуражки с инженерной кокардой (скрещенные молоток и штангенциркуль), перешли на кепки. Престиж и уровень инженеров в стране с этого времени резко деградировал.
Первые художественные навыки рисования и лепки Софья Константиновна получила ещё в пору отрочества, когда училась в Саратове в частной школе М. И. Мешковской, где рукоделию и развитию у детей художественного вкуса придавалось большое значение. Знакомство с Музеем игрушки художника Николая Дмитриевича Бартрама, работа на курсах музея и затем в его мастерской определили её художественную направленность1).
Чувство пропорции и знание меры позволяли С. К. Россинской создавать замечательные образцы мягких игрушек – игрушечных животных и сказочных персонажей, полных юмора и мягкой иронии. Часто за прототип будущей вещи брался сюжет открытки или книжной иллюстрации. В технике набивной игрушки, куклы с головкой из трикотажа или в комбинированной технике изготовления головки из папье-маше игрушка у Софьи Константиновны получалась как бы одушевлённой, ожившей иллюстрацией, сошедшей с книжной страницы. С. К. Россинская активно создавала игрушки для производства до 1958 года, когда вышла на пенсию. После работала для себя.
Долголетие Софьи Константиновны продлила забота о внуках в семье племянницы и крестницы. В 1936 г. свою четырёхлетнюю дочь оставил на её попечение младший брат Николай. Его жену арестовали. Предвидя, что утром придут за ним, он привёл дочь к сестре и уехал в неизвестном направлении. Утром действительно пришли и, не кривя душой, Софья Константиновна сказала, что не знает, где Николай Константинович. Племянница Риночка (по-детски она сама так выговаривала своё имя Екатерина) воспитывалась в окружении замечательных мягких игрушек своей крёстной. Преемниками игрушек стали впоследствии её сыновья, внуки Софьи Константиновны Алексей и Николай.
Софья Константиновна никогда не была замужем. Молодого человека, ухаживавшего за ней, расстреляли как царского офицера в 1918 или 1919 году в Нижнем Новгороде. Она навсегда осталась верна своему чувству. Однажды она вспоминала про свой разговор с его матерью Агриппиной Дмитриевной Тесёлкиной. Было это вскоре после расстрела. Та, в молодости активно увлекавшаяся революционерством, страшно ругала большевиков.
– Но Вы же сами хотели революции, – сказала она. – Мы хотели другой революции, – обиженно ответила Агриппина Дмитриевна. Много лет спустя Софья Константиновна говорила: «Видимо, она считала себя революционеркой другого толка, а революция другой не бывает».
Окончив когда-то гимназию, Софья Константиновна отличалась широким кругозором, развитым художественным и музыкальным вкусом, говорила по-французски, по-немецки, вспоминала что-то из латыни. Хранила и пополняла родительскую библиотеку. Умерла она 4 мая 1988 г. в полном сознании, через два месяца после своего девяностолетия, похоронена в Москве на Донском кладбище.
Софья Константиновна Россинская была художником в области прикладного, декоративного искусства. Её близкая приятельница, дочь художника Н. Д. Бартрама Анастасия Николаевна Изергина писала в воспоминаниях об отце: «К сожалению, работы прикладников большей частью недолговечны и имена художников неизвестны. Результаты их кропотливого труда расходятся по всему свету, они какое-то время радуют людей, затем изнашиваются, разбиваются, выцветают и кончают своё существование. Редко, когда подлинное произведение прикладного искусства сохраняется в витринах музеев».
Алемаскин Н.М. Мастер художественной игрушки. Журнал Антикварная кукла. Выпуск 11 (1-2015), с. 37 - 41.
1) Изергина А.Н. О моём отце, художнике Н.Д.Бартраме. в сб.: Бартрам Н. Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1979, с. 138.
Оленина Н. «Мишки» (Путь игрушки от автора к ребёнку). Журнал Советская игрушка, № 5, сентябрь – октябрь 1935, с.10 – 14.
Сведения предоставлены внуком Н.М.Алемаскиным