РРФ Яков Борисович Княжнин
Портрет
Дети
Анна
Яковлевна
* 1760-е
Владимир
Яковлевич
* 1760-е
† 1837
Константин
Яковлевич
* 1760-е
† 1807
Жена
1768/69 гг
Екатерина
Александровна
Сумарокова
* 1746
† 6.06.1797
Дети
Александр
Яковлевич
* 29.03.1771
† 27.03.1829
Борис
Яковлевич
* 21.08.1777
† 29.03.1854
Младшая сестра
Анна
Борисовна
* около 1745
† до 1813
Отец
Борис
Иванович
* 1712
† 1776
Мать
Акулина
Осиповна
Нелединская
* 1-я четв. XVIII в.
Древо рода
Предки
Цепь родства
23.10.1742 – 14.01.1791

Поэт, переводчик, драматург, масон

——— Сергей Малкин ———

https://ru.wikipedia.org/wiki/Княжнин...

Княжнин Яков Борисович [3(14).10.1740, Псков — 14(25).1.1791, Петербург], поэт и один из крупнейших драматургов второй половины XVIII века, автор патриотических, тираноборческих трагедий, сатирических комедий и комических опер, пользовавшихся большим успехом у современников. Сын высокопоставленного чиновника. Учился в Академической гимназии, где в совершенстве овладел французским и немецким языками. Изучив также итальянский язык, Княжнин в 1757 г. определился переводчиком в Канцелярию от строений. В 1762—1772 гг. — на военной службе в должности секретаря при генерал-адьютантах. Обвиненный в растрате казенных денег, был судим (1773), лишен дворянского звания, уволен со службы. В 1778 г. был прощен, работал секретарем главного попечителя просветительских и воспитательных учреждений И. И. Бецкого. В 1783 г. выбран членом Российской Академии.

Литературная деятельность Княжнина началась в годы его учения. По свидетельству Н. И. Новикова, до 1771 г. Княжнин написал множество стихотворных произведений (достоверно атрибуировать их не удается). В 1763 г. была поставлена мелодрама Княжнина «Орфей и Эвридика» на музыку Торелли со знаменитыми актерами И. А. Дмитревским и Т. М. Троепольской в главных ролях (опубликована в 1781 г. под заглавием «Орфей»). После смерти Княжнина новую музыку к «Орфею» написал выдающийся русских композитор Е. И. Фомин.

Деятельность Княжнина-драматурга разнообразна. Он написал восемь трагедий («Дидона», 1767 или 1769; «Росслав», 1784; «Вадим Новгородский», 1789; и др.), четыре комедии («Хвастун», 1785; «Чудаки», 1790; и др.), пять комических опер («Несчастье от кареты», 1779; «Сбитенщик», 1783; и др.) и первую русскую музыкальную трагедию «Титово милосердие» (1777).

«Переимчивый», как назвал его А. С. Пушкин, Княжнин заимствовал драматические коллизии у западных драматургов, ориентируясь на Вольтера, Метастазио, Мольера, Детуша, Гольдони. Самой известной трагедий Княжнина была трагедия «Росслав», главную роль в которой также исполнял И. А. Дмитревский. Антимонархическая трагедия «Вадим Новгородский» не была допущена на сцену. Ее издание было сожжено по приказу Екатерины II и свыше ста двадцати лет находилась под запретом. Комедия «Хвастун» ставилась с большим успехом и не сходила со сцены до 1830-х гг. П. А. Вяземский называл «Хвастуна» лучшей русской комедией. Не меньшей популярностью пользовалась и комедия «Чудаки», поставленная, помимо прочего, и на сцене Лицея, когда в нем учился Пушкин, неоднократно цитировавший «Чудаков» (также, как и другие произведения Княжнина) в своих сочинениях. Наибольшей известностью из комических опер Княжнин пользовался «Сбитенщик» (музыка Ж. Бюлана). Впервые опера была представлена на Придворном театре в Петербурге (1784), затем часто ставилась как в Петербурге, так и в Москве и в различных провинциальных театрах.

В 1791 г. Княжнин внезапно умер. Существуют свидетельства современников с том, что это случилось после допроса в Секретной экспедиции С. И. Шешковского. Многие мемуаристы связывали допрос с преследованием трагедии «Вадим Новгородский». Это произведение, распространявшееся в рукописях, оказало глубокое влияние на формирование гражданской поэзии начала XIX века.

https://rvb.ru/18vek/knyazhnin/

Княжнин был 2-м оратором ложи Латона