РРФ Осип Эммануилович Браз
Инфо Автор
Нет портрета
Жена
Лолла
Эдуардовна
Ландсгоф
* 1880-е
Древо рода
Предки
Цепь родства
1873 – 1936

живописец, гравёр-офортист, литограф

——— Сергей Малкин ———

Учился в Одесской художественной школе у К. К. Костанди, окончив ее в 1890 с большой бронзовой медалью. В 1891–1893 занимался в Мюнхене в школе Ш. Холлоши. В 1893–1894 работал в Голландии и Париже. В 1895 приехал в Петербург и поступил в Академию художеств в мастерскую И. Е. Репина. В 1896 участвовал в академической выставке, на которой его первое большое произведение «Портрет художницы Е. М. Мартыновой» было отмечено премией Московского общества любителей художеств (МОЛХ) и приобретено П. М. Третьяковым. В 1897–1898 работал над портретом А. П. Чехова, окончательный вариант этой картины был написан в Ницце и остался единственным законченным прижизненным портретом писателя. В конце 1890-х — начале 1900-х написал портреты русских художников А. П. Соколова, Н. Д. Кузнецова, И. Я. Гинцбурга, К. К. Первухина, Л. О. Пастернака, С. И. Иванова, П. И. Нерадовского, М. В. Добужинского, И. А. Фомина, К. А. Сомова и других, выполнил множество заказных женских портретов.

Имел свою частную художественную мастерскую в Петербурге (среди его учеников была, например, З. Е. Серебрякова).

В 1907–1911 работал во Франции.

Был членом объединения «Мир искусства» и постоянным экспонентом его выставок (1900–1903, 1911–1917, 1922, 1924). С 1903 входил в «Союз русских художников», участвовал в его выставках (1903–1906), но в 1910 оставил членство в Союзе вместе с группой А. Н. Бенуа. Экспонировал свои работы на выставках МОЛХ (1896–1899), «Общества 36 художников» (1901, 1902), «Товарищества южнорусских художников» (1893, 1894, 1897, 1898, 1908, 1913). Выставлялся в Париже, Вене, Риме.

В 1913 писал пейзажи Крыма, в 1915–1917 — пейзажи Финляндии. В 1914 стал академиком. В 1919 участвовал в Первой государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде, в 1921 — в первой выставке картин Общины художников в Петрограде, в 1922 — в первой Русской художественной выставке в Берлине.

https://artinvestment.ru/auctions/1376

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%...

https://ru.openlist.wiki/%D0%91%D1%80...

Из мещан. Учился в Одесской художественной школе у К. К. Костанди, окончил ее в 1890 с большой бронзовой медалью. В 1891–1894 продолжил образование в Мюнхене, посещал частную школу Ш. Холлоши и классы рисунка в ИАХ. В 1894 переехал в Париж для совершенствования в живописи. Затем жил в Амстердаме и Гааге, изучал старых голландских мастеров. В 1895 поступил в АХ, в мастерскую И. Е. Репина, – в основном ради диплома, необходимого иудею для проживания в столице. В 1896 получил звание классного художника 1-й степени за портреты Д. Н. Кардовского, Ф. Э. Рушица, Е. М. Мартыновой и автопортрет. Портрет Мартыновой был отмечен премией МОЛХ и приобретен П. М. Третьяковым.

В 1890–1900-е создал цикл портретов русских художников: А. П. Соколова (1898), Н. Д. Кузнецова (1898), И. Я. Гинцбурга (1890-е), К. К. Первухина (1901), Л. О. Пастернака (1903), С. И. Иванова (1903). В 1897–1898 по заказу П. М. Третьякова работал над портретом А. П. Чехова, окончательный вариант которого был завершен в Ницце и стал наиболее известным портретом писателя. Исполнил много заказных женских портретов. В 1900–1905 давал частные уроки живописи в своей студии на набережной реки Мойки, 112; занятия посещали П. Я. Павлинов, З. Е. Серебрякова, А. М. Белова, Н. Е. Лансере и др. В 1902–1904 преподавал в Рисовальной школе ОПХ.

В 1907–1911 работал в основном во Франции. Под влиянием новейшего французского искусства значительно изменил живописную манеру в сторону упрощения композиции, активности цвета и декоративности, что особенно проявилось в пейзажах Бретани, позже – в пейзажах Крыма (1913) и Финляндии (1915–1917).

Участвовал в выставках ТЮРХ (1893–1894, 1897–1898, 1908, 1913) и МОЛХ (ежегодно в 1896–1899). В 1900 сблизился с кружком А. Н. Бенуа и стал постоянным участником выставок «Мир искусства» (ежегодно в 1900–1903, 1911–1917, 1922 и 1924); был членом комитета и казначеем объединения. В числе других мирискусников участвовал в выставках 36-ти художников (М., 1901, 1902) и СРХ (ежегодно в 1903–1906; член СРХ в 1903–1910; вышел с группой А. Н. Бенуа). Выставлялся в Париже, Вене и Риме. В 1914 был избран академиком.

После революции продолжал серию портретов художников (П. И. Нерадовский, М. В. Добужинский, И. А. Фомин, К. А. Сомов и др.) и создал цикл натюрмортов: «Натюрморт с медной ступкой» (1920, ГРМ), «Натюрморт с голубым кувшином» (1921, ГРМ), «Натюрморт с белой салфеткой» (1922, ГРМ). В 1922 на выставке «Мир искусства» его натюрмортам был отведен отдельный зал. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), 1-й выставке картин Общины художников (Пг., 1921), а также в Выставке художников Императорской Академии художеств Петрограда в Париже (1921, галерея Magellan) и 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922).

В 1918–1924 состоял ученым хранителем и заведующим отделом голландской живописи Эрмитажа. Занимался реставрацией (реставрировал, в частности, «Натюрморт с атрибутами искусства» Ж.-Б. Шардена). Успеху в этой области способствовало его многолетнее коллекционирование картин старых мастеров, в первую очередь голландцев и фламандцев. В 1920–1924 руководил живописной мастерской в преобразованной АХ (ГСХМ, ВХУТЕИН).

4 июня 1924 был арестован по обвинению «в скупке картин и художественных ценностей, неофициальной экспертизе по закупке картин для вывоза их за границу и в передаче секретных сведений об экономическом и политическом положении СССР английскому представителю» и по постановлению Коллегии ОГПУ (от 16 марта 1925) был заключен в Соловецкий лагерь на три года. В январе 1926 досрочно освобожден с лишением права проживания в центральных городах и направлен в ссылку в Новгород, где занимался разработкой фондов и реставрацией памятников в Губернском музее. Написал в Новгороде много акварельных пейзажей и провел там персональную выставку. В конце 1926 по ходатайству ленинградских художественных обществ получил разрешение вернуться в Ленинград и возобновил работу во ВХУТЕИНе и Эрмитаже. При этом вся его художественная коллекция была описана и перемещена в Государственный музейный фонд. Впоследствии часть живописных произведений из нее попала в собрания Эрмитажа, Русского музея и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве; многое было распродано на западных аукционах в 1930-е.

В мае 1928 выехал в Германию, где жила его семья, в том же году переехал в Париж. Занимался живописью и торговлей антиквариатом. В 1930 провел в парижской галерее W. Hirshman персональную выставку, посвященную Новгороду. Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (V. Hirshman, 1930; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), Берлине (1930) и Праге (1935).

Все члены семьи болели туберкулезом в тяжелой форме. Потеряв жену (Лолла Эдуардовна, урожд. Ланцгоф) и обоих сыновей, последний год жизни провел в одиночестве. Похоронен на кладбище Банье в Париже. Представлен в ГРМ, ГТГ и других музеях России.

https://artrz.ru/articles/1804782652/...