РРФ Федор Алексеевич Червинский
Нет портрета
Ст. братья и сёстры
Юлия
Алексеевна
* 21.02.1857
† 26.06.1878
Владимир
Алексеевич
* 15.07.1859
Андрей
Алексеевич
* 4.02.1861
Надежда
Алексеевна
* 27.05.1862
Отец
Алексей
Андреевич
* 20.05.1829
† 22.06.1878
Мать
Лариса
Николаевна
Архангельская
* 1830-е
Древо рода
Предки
Цепь родства
* 11.06.1864

——— Павел Евгеньевич Фок ———

Червинский Федор Алексеевич (1864–1917) - писатель. Родился в 1864 г. Окончил курс на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Сначала служил по судебному ведомству, потом вошел в состав санкт-петербургских присяжных поверенных. Его стихотворения, лирического характера, мягкие, задушевные и нередко образные, начали появляться с 1880 г., когда поэту было всего 16 лет, и печатались в "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Северном Вестнике" и других изданиях. Сборник его стихотворений издан в 1892 г. Его рассказы и повести помещались в "Ниве", "Живописном Обозрении", "Неделе" ("Незнакомые", "Муза", "Протекция", "В суде", "Разговор", "Братья", "Сильфида"). Ему принадлежат еще комедия в стихах "В глуши" (1892) и перевод "Разговоров" Дж. Леопарди. П. В. Б.

Червинский Федор Алексеевич (1864-1917)

выпускник Императорской Николаевской Царскосельской гимназии 1883 года, петербургский адвокат, переводчик, университетский приятель Д.Мережковского, критик, поэт, драматург. Псевдонимы: Коловрат; Ч-ский, Ф.; Червинский, О.

Фотоальбом Червинских

Федор Алексеевич Червинский родился в 1864 году в Рязани, в дворянской семье.

Его отец — Червинский Алексей Андреевич (1829-1897) — сенатор, тайный советник, похоронен на Казанском кладбище Царского Села2.

Мама — Лариса Николаевна урождённая Архангельская (1833-?).

В семье росло пятеро детей:

Юлия (21.02.1857 — 26.07.1878), похоронена на Казанском кладбище Царского Села2. Владимир (15.07.1859 — ?). Водя Андрей (04.02.1861- 03.07.1888) Надежда (1862-?), в замужестве Фок Фёдор (1864-1917)

Л.Н. Червинская, урожденная Архангельская с детьми10

В 1883 году Фёдор Алексеевич закончил Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию.3

За три года до этого, в 1880 году, Николаевскую гимназию закончил его старший брат Червинский Андрей Алексеевич (1861-1888) — родился 4 февраля 1861 г., в Рязани. Поступил в 6-й класс Николаевской гимназиигимназии 17 августа 1877 года из 3-ой СПб гимназии, в которую, с свою очередь, перешел из 2-ой Казанской гимназии.4 Окончил С.-Петербургский университет.12 Умер молодым 3 июля 1888 года, в возрасте 27 лет, в Железноводске, в чине титулярного советника5

В том же, 1883 году, 9 октября, сестра Фёдора Надежда обвенчалась в Рождественском (домовом) храме Николаевской гимназии с 25-летним инженером-лесничим Александром Фоком.11

После окончания гимназии, Фёдор Алексеевич поступил на юрфак СПбИУ, который окончил в 1889 году. Сначала служил по судебному ведомству. На протяжении шести лет служил по судебному ведомству, был товарищем прокурора в Гродно. В 1896 году Червинский вышел в отставку и перешел в адвокатуру. На протяжении многих лет он занимался частной практикой, состоя в числе петербургских присяжных поверенных. Он всю жизнь честно служил, живя на зарплату, а не на гонорары от своего творчества.

Первое стихотворение Червинского было напечатано в 1880 году журналом "Живописное обозрение", когда поэту было всего 16 лет, затем его стихи изредка печатались в "Вестнике Европы", "Русской мысли", "Севере", "Северном вестнике", "Ниве", "Труде" и других изданиях.

Червинский принял участие в литературном сборнике "Красный цветок" (1889) где в память о В. М. Гаршине поместил стихотворенье "Я часто уношусь послушною мечтой...".

В стихотворениях Червинского явственно ощутимы влияния Надсона и Фофанова. Известный литературный критик П. Перцов подтверждал в своих воспоминаниях: "Из фофановцев самыми талантливыми были Сафонов, Червинский и Шестаков… Червинский может служить примером настоящего дарования, оставшегося почему-то на степени эмбриона (может быть, просто не печатали? А таланты обыкновенно не обладают способностями "пролазов" и "ловкачей"). В его стихах есть настоящая музыкальность...".6

На самом деле Червинского печатали, причём лучшие столичные журналы, хотя, в отличие от некоторых других поэтов близкого ему круга, он действительно выступал в печати сравнительно редко.

В начале 1890-х годов Червинский написал стихотворную комедию "В глуши" ("Северный вестник", 1891, No 5), встреченную грубой отповедью А. Скабичевского. {А. Скабичевский, Литературная хроника. — "Новости и биржевая газета", 1891, 30 мая.} А. П. Чехов, лично знавший Червинского, писал ему в связи с отзывом Скабичевского:

"Скабичевский и Ко, — отмечал в своем письме Чехов, — это мученики, взявшие на себя добровольно подвиг ходить по улицам и кричать: "Сапожник Иванов шьет сапоги дурно!" и "Столяр Семенов делает столы хорошо!" Кому это нужно? Сапоги и столы от этого не станут лучше. Вообще труд этих господ, живущих паразитарно около чужого труда и в зависимости от него, представляется мне сплошным недоразумением. Что же касается того, что Вас обругали, то это ничего. Чем раньше Вас обстреляют, тем лучше". {А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. 11, М., 1956, с. 513.}

Свою комедию в стихах под новым названием "Птенец" и с посвящением А. П. Чехову Червинский включил в первый и единственный сборник "Стихи", изданный в 1892 году. {См. рецензию на этот сборник — "Северный вестник", 1892, No 3, с. 53-54.} В эту книгу вошло также восточное предание "Тамара", переложенное стихами, избранные переводы и несколько оригинальных стихотворений ("Памяти друга", "Белая ночь", "В дни битв, сомнений и печали...", "На взморье", "Из старой тетради", "Наедине с самим собой" и др.).

Среди произведений Червинского существенное место занимают переводы. Он перевел первую песнь из поэмы Мильтона "Потерянный рай". Переводы из Байрона, Томаса Мура, Альфреда Мюссе и сонетов Шекспира включены в его сборник наравне с оригинальными стихами. При подготовке антологии "Молодая поэзия" (1895), включавшей наиболее характерные стихи молодых русских поэтов конца XIX века, составители сборника П. и В. Перцовы в числе нескольких стихотворений Червинского поместили его путевые эскизы, связанные с поездкой по Италии ("В Вероне", "В Помпее"). В письмах к П. Перцову Брюсов отметил эти стихотворения, хотя отдал предпочтение итальянским стихам Д. Мережковского, не включенным в сборник. {См.: "Письма В. Я. Брюсова к П. П. Перцову. 1894-1896", М., 1927. с. 8.}

С начала 1890-х годов Червинский перешел в основном на прозу; в книжках "Нивы" печатались его рассказы "Муза", "Протекция", "Незнакомка". Журнал "Живописное обозрение" поместил роман Червинского "Пустоцвет"; на страницах того же иллюстрированного журнала были опубликованы его рассказы "В суде", "Братья", "Из связки писем", роман "Сильфида" и др.

Несмотря на перечисленные выступления в разных жанрах, за Червинским так и не закрепилась репутация профессионального прозаика и поэта. На это обстоятельство косвенно указал Чехов, ценивший некоторые рассказы Червинского, однако считавший, что он выступает в печати слишком случайно и редко: "Вы пишете мало и редко, как поэт Ладыженский, — упрекал он Червинского в 1904 году, — а из отдельных, редко выбрасываемых кофеинок трудно сварить кофе". {А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. 12, М., 1957, с. 573.

О Федоре Алексеевиче в своих дневниках упоминает З. Гиппиус, он участник скандального любовного треугольника Гиппиус-Червинский-Минский.

Червинский был университетским приятелем Мережковского, ставшего мужем З.Гиппиус. У Мережсковского Гиппиус и познакомилась с ним (и впоследствии увлеклась) в 1889 г.

В “Дневнике любовных историй” Гиппиус касается своих взаимоотношений с поэтом. Сохранились 25 ее неопубликованных писем к Червинскому за 1891 — 1895 годы, непосредственно проясняющих содержание дневниковых записей.8

В дневнике от 15 марта 1893 года записано: "Мы расстаёмся серьёзно. Этого человека я не понимаю. Любит он меня или нет…"

Один из первых вариантов «Песни» Гиппиус внесла в дневник, предварив запись от 19 марта 1893 г. словами, объясняющими тот интимный душевный порыв, которым были вызваны эти стихи:

«Господи, дай мне то, чего мне надо! Ты это знаешь лучше меня. Вся душа моя открыта, и Ты видишь, она страдает. Я не скрываю, что хочу много. Боже, дай мне много. То, подлое во мне, что, я слышу, шевелится — ведь Ты же дал мне. Ну, прости, если я виновата, и дай мне то, чего я хочу. Мне страшно рассердить Бога моими жалобами. И еще мне стыдно… Неужели это все — от жалкой причины отъезда Червинского? Нет, не все тут. Я правдива здесь. Я сожгу это перед смертью. Много, много у меня в душе».9

После первой революции 1905 года имя Червинского почти исчезает из литературного обихода; он выступает главным образом как юрист.

Упоминание о нем встречается в записных книжках Блока: после Февральской революции Временным правительством под председательством Н. К. Муравьева была создана Чрезвычайная следственная комиссия для расследования деятельности бывших царских министров и сановников. Вместе с Блоком и другими литераторами Червинский был включен в состав этой комиссии и принимал участие в ее заседаниях.

Ф. А. Червинский умер в Петрограде 1 января 1918 года.

Въ Царскомъ Селѣ.

Давно… о, какъ давно, въ аллеѣ этой темной У сумрачныхъ руинъ, дремавшихъ въ тишинѣ, Впервые ласкою и робкою, и томной Твои глаза блеснули мнѣ.

Съ тѣхъ поръ я былъ и тамъ, гдѣ Эльбруса вершины Глядятъ, угрюмыя, въ небесныя равнины, И тамъ, гдѣ звѣздные лучи Везувій золотятъ и пѣну водъ, и скалы, И тамъ, гдѣ пѣснями прозрачные каналы Гремятъ въ лазоревой ночи.

Гдѣ дремлетъ рядъ дворцовъ, гдѣ левъ святого Марка, Гдѣ тихо гондолы скользятъ... И лишь вчера опять въ тѣни родного парка Блуждалъ я, трепетомъ объятъ.

Все тотъ-же онъ, мой паркъ. Въ часъ влажной непогоды Все такъ-же плачетъ онъ о пышной старинѣ, Въ немъ тѣ-же зыблются серебряныя воды И дремлютъ статуи въ пустынной тишинѣ.

Изъ мглы минувшихъ лѣтъ мнѣ въ этотъ вечеръ лунный Твой голосъ все звучалъ, какъ арфы мнострунной Тоскующій призывъ; изъ мглы минувшихъ лѣтъ Домчался до меня прощальный твой привѣтъ.

И вдругъ — то не былъ сонъ, навѣянный упорной Мечтою о быломъ, ни бредъ души больной -- Въ глубокомъ траурѣ, нежданно, тѣнью черной Пришла ты тихо предо мной.

И я хотѣлъ сказать: "Послушай,-- на мгновенье Остановись, дай руку мнѣ, взгляни; Прости мою вину; да осѣнитъ забвенье Обиды старыя. Вѣрь, прежнее волненье И нѣжность — вновь во мнѣ, какъ въ молодые дни. По комъ твоя печаль? Скажи"... Но недвижимо... И молча созерцалъ твой милый образъ я. Ты тихо въ сумракъ шла и — чудилось — незримо Скользила за тобой и молодость моя.

Опять я одинокъ… Темнѣлъ эфиръ бездонный-- Уже летѣла ночь. Гасъ вечеръ благовонный... Ф. Червинскій

"Живописное обозреніе", No 12, 1902

Бровкина Т.Ю., зав. Музеем Николаевской гимназии. Документы ЦГИА публикуется впервые

Источники:

Быков П.В. Червинский Ф.А.на сайте Lib.ru Царскосельский некрополь / Под редакцией Давыдовой Н.А., Груздевой Г.Ф. СПб.: Серебряный век, 2014 – 280 с., ил. С.125 Царскосельская Николаевская мужская гимназия. Сведения за 1882-1883 учебный год. Приложение Д. Список учеников, выбывших из Николаевской Царскосельской гимназии по случаю окончания курса учения в 1883 г. Сведения об Императорской Николаевской гимназии. 1879-1880 уч. год. СПб.: Тип. Демакова, 1880. С.21 Чернопятов В.И. Некрополь нескольких мест Кавказа. М.,1913 П. Перцов, Литературные воспоминания. 1890-1902, М.-Л., 1933, с. 169. РГАЛИ. Фонд: 193 Ед.хранения: 41. Дата: 1875 — 1920 Известно 7 писем Чеховa к Червинскому; 13 писем Червинского к Чехову (1889, 1890, 1891, 1897, 1903) хрaнятся в ГБЛ. Из: "Чехов Антон Павлович". Том 21. Письма 1888-1889 » Стр. 245, 284, 287, 471, 472, 476, 477 Гиппиус З. Н. «Собрание стихов. 1889–1903». М.: Скорпион, 1903. Фото опубликовано на генеалогическом ресурсе Geni.com ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.1, Д.687. 1884. Л.186. Запись в метрической книге Рождественской церкви ЦГИА СПб. Ф.14. Оп.3. Д.21510. 1880. Червинский Андрей Алексеевич