РРФ Петр Михайлович Пузанов
Инфо Вся семья С родней
Портрет
Жена
Ольга
Николаевна
* .07.1864
† .09.1930
Дети
Варвара
Петровна
* 17.12.1899
† 17.05.1963
Елизавета
Петровна
* 1901
† .07.1970
Мария
Петровна
* 14.04.1905
† 18.08.1973
Ст. братья и сестра
Софья
Михайловна
* 27.06.1855
† 1915
Михаил
Михайлович
* 3.03.1857
† 1915
Павел
Михайлович
* 20.10.1858
† 1920
Владимир
Михайлович
* 13.03.1860
Мл. брат и сестра
Мария
Михайловна
* 7.09.1864
† 1941
Сергей
Михайлович
* 1869
Отец
Михаил
Михайлович
* 12.03.1828
† около 1886
Мать
Мария
Павловна
Аносова
* 1.09.1831
† 1909
Древо рода
Предки
Цепь родства
15.06.1862 – .12.1935

паровозостроитель, автомобилестроитель, участвовал в гонках

——— Ирина Михайловна Яковлева ———

Петр Михайлович Пузанов(15.06.1862 - 12.1935)

Портрет: http://shot.qip.ru/00ozQu-5iaKRDXyU/

окончил Технологический институт (1889),

до 1910 года работал на Путиловском.заводе,

затем – на Санкт-Петербургско-Варшавской ж.д., в 1901 построил автомобиль собственной модели, – «Трикар Пузанов-Bolle».

В браке с Ольгой Николаевной, вдовой дворянина Еропкина, имел детей – Варвару (1899), Елизавету (1901) и Марию(1905).

http://sundry.wmsite.ru/_mod_files/ce... Фото - Пётр Михайлович со своей матерью и дочерьми.

(http://russmin.narod.ru/anosov02.html)- Е.М.Заблоцкий

* * * Ф.229, оп.19, д.2213.

О службе инженер-технолога Петра Михайловича Пузанова. 1896–1910 гг.

Л.1 и далее. Формулярный список.

Пом. нач. участка службы тяги СПб-Варшавской ж.д. Род. 15 июня 1862, из потомственных дворян. Окончил СПб-практический технологический институт с званием технолога – 1889.

Переименован в инженер-технологи – 1904.<диплом 1905 года – см. ниже; ВП-1894 – инженер-технолог, Варшавская ж.д.; Адресная книга 1895 г. – инженер-технолог, пом. нач. 1-го участка службы подвижного состава и тяги Варшавской ж.д., Варшавский вокзал, там же дополнение – начальник 1-го участка, ттс>

Женат первым браком на вдове дворянина Еропкина Ольге Николаевна. Дочери: Варвара (р.1899) и Елизавета (р.1901).

Л.11.

Метрическое свидетельство о рождении Петра.

Выдано КГИ пплк Михаилу Михайловичу Пузанову. 1862, Барнаульский Петро-Павловский собор.

Жена (мать сына) – Мария Павловна Аносова.

Восприемники – КГИ капитан Александр Павлович Аносов и вдова 8 кл. чиновника Екатерина Кононовна Давидович-Нащинская <сестра жены Павла Петровича Аносова, т.е. сестра бабушки>.

Л.13 и далее.

О занесении в родословную дворянскую книгу (Дворянское депутатское собрание Курска) жены и детей состоящего при Оренбургском генерал-губернаторе статского советника Михаила Михайловича Пузанова: Мария Павловна, Михаил, Павел, Владимир, Петр, Софья и Мария. М.М.Пузанов окончил Институт Корпуса горных инженеров в 1847 с назначением в Алтайские заводы.

Дети: Михаил 1857, Павел 1858, Владимир 1860, Петр 1862, Софья 1855, Мария 1864.

Дворянский род древний (дела 1729, 1791, 1829 гг.).

Определение Правительствующего Сената 1760 г.:

Прапращур Мирон Никитин сын Пузанов состоял по спискам 195 года в числе городовых дворян и детей боярских, верстанных поместным и денежным окладами в 129 г. … Кургане <?>.

Сын (пращур) – Родион…. Деды М.М.Пузанова: Алексей и родной – коллежский асессор Александр Иванович (их родные братья и сестра: Николай, Василий и Анна), дед который был М.М.Пузанову прапрадед, и отец – прадед (соответственно Мирона Родионовича и Ивана). Александр Иванович – дед М.М.Пузанова, а отец его – статский советник Михаил Александрович, его брат – полковник Петр Пузанов ….

продали своему двоюродному брату, надворному советнику Николаю Алексеевичу, и матери его, статской советнице Федосье Стефановне, имение, доставшееся им от матери их, Надежды Семеновны, а ей – от мужа ее (и деда М.М.Пузанова), Александра Ивановича, а Александру Ивановичу – доставшееся по наследству от его деда Мирона Родионовича, отца – поручика Ивана – и дяди, Василия Мироновича, и по разделу с братьями Алексеем, Иваном, Василием и Николаем. Михаил Александрович род. в 1794, Михаил Михайлович род. в 1828 … и т.д.

Лист 17 и далее. Формулярный список П.М.Пузанова на 1896 г.

Лист.54. Выпись о браке (1898 г.). Поручители по жениху – отст. штабс-ротмистр Дмитрий Александрович Обухов, титулярный советник инженер Сергей Пузанов. Поручители по невесте: инж. Путей сообщения Владимир Александрович Ставровский <брат жены Сергея Михайловича Пузанова)> и отст. корнет Дмитрий Дмитриевич Толбузин.

Лист 150. Диплом инженер-технолога (1905 г.).

Лист 160. Просьба об определении на службу (до этого служил на Путиловском заводе) – 1910 г. <ВП-1914–1917 – ттс, инженер-технолог, Путиловский завод> * * * Там, за Нарвской заставой... Пётр Михайлович Пузанов 1862 - 1935 Автомобильная история России существует немногим более 100 лет. Это по историческим меркам совсем мало. Сколько в ней белых пятен и загадок! Сколько интересных подробностей стёрты временем! Данные из автомобильной прессы Российской Империи и работ советских публицистов, на которые опираются историки отечественного автомобилизма, очень скупы и часто просто не точны. Всего одно столетие, но уже многое забыто... Так хочется сохранить для потомков всё, что возможно, всё, что достойно памяти. Восстанавливая российскую автоисторию, исследователи вынуждены по крупицам собирать материал, используя иногда самые разные источники, зачастую далекие на первый взгляд от автомобилизма. Иногда такие неожиданные свидетельства дают интересные результаты. Не редко помощь в изучении автоистории нашей Родины оказывают исследователи российской генеалогии, среди которых встречаются и прямые потомки пионеров российского автомобилизма. Этот краткий очерк о Петре Михайловиче Пузанове является также совместной работой любителя автомобильной истории и генеалога-любителя. Волею судьбы авторы этих строк С.В. Кирилец и И.М. Яковлева оказались земляками. Когда-то тот и другая жили за Нарвской заставой города Ленинграда, а сейчас их разделяют тысячи километров от Германии до Абхазии. Там, за Нарвской заставой... Там был построен знаменитый Путиловский завод, там были пригородные поселки, давно уже ставшие городскими районами Санкт-Петербурга - Автово, Дачное, Лигово... Оттуда рукой подать до Стрельни и Красного Села, рядом находится знаменитое Волхонское шоссе, где проходили самые первые в России автомобильные гонки, там жили многие пионеры русского автомобилизма... Там, за Нарвской заставой зарождалась автомобильная слава Российской Империи! До сих пор автомобильная история нашей страны имела очень мало фактов об одном из пионеров российского автомобилизма - Петре Михайловиче Пузанове. "Капризы памяти" - так Ирина Михайловна Яковлева, соавтор этих строк и супруга Владимира Владимировича Абрашкевича, внука П.М. Пузанова, назвала серию своих очерков о предках своего мужа. Ее "капризы" открыли нам еще одну страницу автомобильной истории Отечества.

Имя знаменитого русского металлурга - "отца русского булата" Павла Петровича Аносова (1797-1851) золотыми буквами вписано в историю России. Мы хотим туда же вписать и имя одного из его внуков! У Павла Петровича Аносова от брака его дочери Марии Павловны с горным инженером Михаилом Михайловичем Пузановым (1828–1886?) было 7 внуков – Софья (1855), Михаил (1857–1915), Павел (1858–1920), Владимир (1860), Пётр (1862–1935), Мария (1864, в замужестве – графиня О’Рурк), Сергей (1869–1916?). Один из них - Пётр Михайлович Пузанов, потомственный дворянин, в самом начале своей карьеры - титулярный советник, окончил Санкт-Петербургский практический технологический институт в 1889 году. С 1894 года служил инженером-технологом на Санкт-Петербургско-Варшавской ж.д., был помощником начальника, а вскоре и начальником 1-го участка службы подвижного состава и тяги Варшавской ж.д. Затем Пётр Михайлович поступил на должность инженера-проектировщика паровозов на Путиловский завод и долгое время возглавлял там КБ паровозостроения. В браке с Ольгой Николаевной, вдовой дворянина Еропкина, имел дочерей – Варвару (1899), Елизавету (1901) и Марию (1905). По словам младшей дочери Петра Михайловича - Марии Петровны Пузановой (01.08.1905 - 18.08.1973), ее отец был "инженером милостью Божьей". Он был одним из первых автомобилистов Российской Империи. При своем доме в Дачном Пётр Михайлович Пузанов имел небольшую мастерскую. В конце 90-х годов ХIХ века Пузанов приобрел у известного петербургского "моториста" А.А. Абрикосова французский трикар (трехколесный автомобиль) марки "Леон Боллее" (Leon Bolleé) с 1-цилиндровым мотором мощностью 3 л.с., вероятно выпуска 1895 года. Эту машину Пётр Михайлович подверг кардинальной модернизации. Собственными руками им были сделаны следующие изменения: увеличение диаметра и ширины заднего колеса, установка эластичных рессор на всех колёсах, переделка сиденья, увеличение передачи и диаметра цилиндра двигателя. Это повысило мощность с 3 до 4 л.с. Было внесено и много мелких усовершенствований. Это по существу был первый в России засвидетельствованный факт специальной подготовки (переделки) автомобиля для участия в спортивных соревнованиях. П.М. Пузанов участвовал на своей машине в июле 1901 года в гонках по маршруту Луга - Петербург, а 25 августа 1902 года, выступая на состязаниях, организованных петербургским журналом "Самокат" по маршруту Стрельна - Красное Село – Стрельна на дистанции 28 вёрст, он стал призером этой гонки, заняв второе место. Его трикар был записан в стартовом протоколе под маркой "Болле-Пузанов".

http://baza.vgd.ru/file.php?fid=2510

Пётр Михайлович за рулем своего трикара "Болле-Пузанов" с матерью своей - Марией Павловной, женой - Ольгой Николаевной и первой дочерью - малышкой Варенькой на руках. На обороте снимка надпись: "Группа снята 20 января 901 г."

Постоянно принимая активное участие в автомобильной жизни столицы, Пётр Михайлович Пузанов в 1902 году стал одним из членов-учредителей Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба (СПАК). Анонс о продаже трикара Пузанова. .Журнал "Самокат", 1903 год.

Свою вторую машину - 4-х колесный автомобиль с открытым кузовом дубль-фаэтон, 2-цилиндровым двигателем мощностью 5 л.с. Пузанов собрал в своей мастерской из импортных частей французской фирмы "Гоброн-Брийе" (Gobron-Brillié) уже в 1903 году. На этой машине так же нашли место многочисленные усовершенствования конструкции. Тогда же Пузанов пытался продать свой трикар, о чем свидетельствует объявление в петербургском журнале "Самокат", но автомобиль не был продан. K тому времени он устарел и, очевидно, не нашёл своего покупателя… А может быть Пётр Михайлович раздумал продавать своё первое детище… Второй автомобиль Пётр Михайлович использовал очень долго. В "Автомобильном справочнике Санкт-Петербурга 1913/14 гг." инженера Пашкевича этот "Гоброн" был зарегистрирован на имя П.М. Пузанова под номером 1029. По свидетельствам потомков Петра Михайловича, эта машина эксплуатировалась вплоть до конца его жизни, середины 30-х годов XX века. Видимо, золотые руки мастера позволяли держать автомобиль так долго на ходу.

Фото - Петр Михайлович с матерью - Марией Павловной и дочерьми - Варварой, Елизаветой и Марией. Снимок 1908 года. Автомобиль "Гоброн-Брийе-Пузанов 5 л.с.".

После октябрьской революции Петр Михайлович Пузанов продолжал работать на Путиловском (позже Кировском) заводе. В 1933 (возможно 1934) году он был арестован оргнами НКВД. Разумеется, кроме дворянского происхождения, никакой вины за ним не было. В 1935 году, после многочисленных ходатайств родственников тяжело больной Петр Михайлович был отпущен на свободу и вскоре скончался. Он похоронен на Красненьком кладбище в Автово. Эта информация от сына старшей дочери Петра Михайловича – Андрея Николаевича Алексеева из его статьи «Корни и ветви». Он стал социологом и тоже с большим вниманием относится к сохранению памяти об ушедших поколениях своих предков. А семья Петра Михайловича после его смерти продолжала жить в Дачном на улице III-го Интернационала. 10 июля 1941 года дом Пузановых был разрушен прямым попаданием немецкого снаряда. Уезжавшая в эвакуацию последней, младшая дочь Петра Михайловича, Мария Петровна Пузанова с двухлетним сыном Владимиром на руках, после очередного взрыва, обернувшись, увидела на месте их дома взметнувшуюся тучу пыли и огня... К началу Великой Отечественной войны в гараже Пузановых еще стояли оба автомобиля. После войны рама одного из них (вероятно, трикара) валялась в развалинах гаража, а руль второго торчал в пруду перед Меньшиковским дворцом (на развилке Петергофского и Таллинского шоссе. Место это называлось Привал). Фото - Дом Пузановых в Дачном.

Фото - П.М. Пузанов в кругу своей семьи. 1928 год.. http://sundry.wmsite.ru/_mod_files/ce...

Станислав Васильевич Кирилец, соавтор этой статьи, поселился с родителями на той же улице III-го Интернационала в Дачном в 1965 году в возрасте шести лет. Но только сейчас, спустя более чем 40 лет, волею случая, он узнал, в каком, по своему знаменитом месте жил с детства. После войны семья Абрашкевича-Пузановой (младшей дочери Петра Михайловича - Марии Петровны и ее супруга) опять жила за Нарвской заставой, но уже в Автово. Любовь к автомобилям в семье Пузановых перешла по наследству. Две его дочери Мария и Варвара были тоже автомобилистками.

Фото - Мария Петровна Пузанова за рулем своей "Победы", 1969 год. Иллюстрации из архивов В.В. Абрашкевича, А.Н. Алексеева и С.В. Кирильца. Авторы этой статьи благодарят за предоставленную информацию А. Алексеева, В. Козлова и Е. Заблоцкого!

© Kiriletz & Jakowlewa, 2008 * * * Из книги: А. Н. Алексеев. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 2. СПб.: Норма, 2003, с. 13-15. См. также: http://www.kiis.com.ua/txt/doc/130620... - А. Алексеев.. И. 2. Дополнение к семейному преданию

Из «Записей для памяти» (январь-февраль 1985)

<…> В середине января 1985 г. я совершенно случайно узнал от своего дядюшки Владимира Васильевича Абрашкевича , мужа моей покойной тети Марии Петровны Пузановой, об одном факте (обстоятельстве) моей семейной истории, который мне никогда не сообщался [здесь и далее выделено мною сегодня. — А. А.] — ни моей покойной матерью Варварой Петровной Пузановой, ни ее младшими сестрами, ныне тоже покойными тетками, Елизаветой Петровной и Марией Петровной. Речь идет о последних годах жизни моего деда по материнской линии — Петра Михайловича Пузанова (1862–1935)

…О своем деде я с детства знал, что он был инженером, из потомственной инженерной семьи. Его собственным дедом был выдающийся русский металлург, разгадавший тайну булата, Павел Петрович Аносов (1799–1851).

Петр Михайлович работал на Путиловском заводе, а после революции— на железной дороге (В действительности, наоборот: П. М. Пузанов сначала сначала служил на железной дороге, а уже потом стал работать на Путиловском заводе. Моя информированность в пору написания этих строк -- 1985 г. – мягко говоря, оставляла желать лучшего.. – А. А. Примечание. 2007 г.). Семейное предание хранит о моем деде память также как о пионере автомобилестроения, который своими руками собрал один из первых в Петербурге, еще трехколесный, автомобиль. (Сохранилась фотография, на которой Петр Михайлович за рулем, а сидящая в автомобиле моя бабушка Ольга Николаевна держит на руках годовалового ребенка — мою мать, которая родилась в 1899 г. На более поздней фотографии — другой автомобиль, уже четырехколесный, и детей трое, моя мать — старшая из них, примерно 12-летний подросток.) Дед жил в Дачном, где-то в районе нынешней ул. 3-го Интернационала [потом — ул. Суслова, а ныне — Дачный проспект. — А. А.], в собственном 2-этажном деревянном доме, сейчас это назвали бы коттеджем. В 30-е гг. он продолжал жить в этом доме, вместе с младшей из дочерей (Марией Петровной) и ее мужем (Владимиром Васильевичем). О доме в Дачном у меня сохранились детские воспоминания.

После войны мы с матерью в развалинах на месте этого дома нашли руль, кажется, от четырехколесного автомобиля (того, который — на второй фотографии).

Дед был дворянин (сохранилась даже стеклянная форма дворянской пе-чати, недавно переданная мною как семейная реликвия моей дочери Оле). Не далее как в прошлом году я случайно обнаружил фамилию деда (имя и отчество тоже совпадают) в «Справочной книге Петрограда» 1913 г. [Петербурга? Ведь переименование в «Петроград» состоялось в 1914 г. — А. А.] Там еще указано, что он — титулярный советник. Ну — титул невелик, по тем временам.

Еще я знал (с детства), что дед умер на следующий год после моего рождения. На Красненьком кладбище сохранилась могила — деда, бабушки, и там же похоронена моя мать В. П. Пузанова. (К стыду своему, эту семейную могилу я не навещал уже несколько лет, в отличие от моей дочери Оли и ее мамы Елены Ивановны Алексеевой ) Вот, пожалуй, и все, что мне было известно о деде, Петре Михайловиче Пузанове, — до недавнего случайного разговора с дядюшкой Владимиром Васильевичем. И вот что он мне рассказал.

Оказывается, последние год или два своей жизни (1933–1934) дед провел в «Крестах». Выдвинутое против него обвинение, насколько я понял, относилось еще к дореволюционному периоду и, возможно, просто было связано с дворянским происхождением.

Что же все-таки, конкретно, ему инкриминировалось? Дядюшка дословно выразился так: «Петр Михайлович попал в окружение «Союза русского народа». Эта монархическая, черносотенная, во всех отношениях малосимпатичная организация, как известно из истории, была ликвидирована где-то после Февральской революции, еще до Октябрьской. Еще дядюшка рассказал, что в 1917 г. моим дедом (он тогда, кажется, был начальником цеха) было организовано на Путиловском заводе производство «броневых автомобилей», использовавшихся как будто революционными патрулями.

В 20-х гг. дед служил на железной дороге, кажется, инспектором путей сообщения (Ошибка! Служил на железной дороге – до революции . См. примечание 2007 г. выше. – А. А.). . А в начале 30-х — был арестован по упомянутому обвинению (подозрению?). Как будто, уже в тюрьме у него обнаружился рак. Поэтому еще в начале следствия он был отпущен домой (М. П. и ее муж В. В., вероятно, также и моя мать хлопотали об этом).

Согласно приговору (?), дед подлежал высылке из Ленинграда. В Дачное, как вспоминает дядюшка, приезжал судебно-медицинский эксперт, зафиксировавший его предсмертное состояние.

Мне было 29 лет, когда умерла моя мать (16.05.63). Ее кончина была внезапной. Возможно, она собиралась когда-нибудь мне об этом рассказать, не знаю. <…>

(Записано в феврале 1985 г.)

* * *

"Сто лет. Технологический институт им. Ленинградского Совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов. Л. 1928", т. I, с. 691; в т. II на с. 499 еще такая информация:

"ПУЗАНОВ, П. М. 1889 г.

мех. отд. спец.: жел.-дор. дело. С 1889 г. по службе тяги на Варшавской, Сызран.-Вяз., Петр.-Рыб. и Окт. ж. д. на должн. ревизора тяги."