Жена |
---|
Татьяна
Адольфовна Эмерик * 1908 † 1974 |
Дети |
|
|
Ст. брат и сестра |
---|
Елена
Константиновна * 1884 |
Николай
Константинович * 1889 † 1956 |
Отец |
---|
Константин
Николаевич * 1847 † 1919 |
Мать |
Жанна
Ивановна Айвазовская * 9.03.1858 † 1922 |
Древо рода |
Предки |
Цепь родства |
художник; летчик и планерист; конструктор планеров
——— Сергей Малкин ———
Родился в семье моряка Константина Арцеулова и Жанны Арцеуловой, дочери Ивана Айвазовского.
Среднее образование Арцеулов получил в Севастопольском реальном училище, затем в 1906 - поступил в Морской кадетский корпус. В 1908 г. по состоянию здоровья его отчислили с флотской службы, он возвратился в Крым, начав готовиться к поступлению Академию художеств.
Работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался планеризмом. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух.
В 1911 г. окончил Гатчинское летное училище [1]. В 1912 инструктор в Севастопольском аэроклубе.
Участник 1-й мировой войны, в начале её служил в кавалерии, командовал взводом, прапорщик. В 1915 году сдал экзамен на военного лётчика. Затем служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации.
Здесь осенью 1916 Арцеулов впервые в истории русской авиации (на самолете "Ньюпор-21") намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора. Эта фигура высшего пилотажа - «Штопор Арцеулова» была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.
С 1918 — в Красной армии. Был начальником лётной части тренировочной авиашколы Южного фронта.
С декабря 1920 лётчик-инструктор 1-й Московской высшей школы красвоенлётов. Продолжал заниматься конструированием планёров.
В 1923 г. получил диплом пилота-парителя. Одним из его учеников был Валерий Чкалов.
С 1927, после демобилизации, работал в гражданской авиации, проводил аэрофотосъёмку территорий на Урале, в Поволжье и Средней Азии, исследовал трассу Турксиба.
Создал 5 планеров собственной конструкции. Участник первых полетов на аэрофотосъемку и ледовую разведку.
В 1933 был репрессирован по доносу и осуждён к высылке в Архангельск. Работал мотористом на катере. Реабилитирован в 1937. Освобожден из под стражи в 1937.
В последующем посвятил себя живописи, занимался иллюстрацией: более 50 книг вышли с его художественным оформлением.
Работал художником-иллюстратором, на протяжении нескольких десятилетий оформлял обложку журнала "Техника — молодежи".
Был членом Союза художников СССР.
http://ru.hayazg.info/%D0%90%D1%80%D1...
Родился в семье потомственного моряка Константина Арцеулова (сына Николая Арцеулова) и Жанны Арцеуловой, дочери Ивана Айвазовского. Учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно учился в летной школе и занимался планеризмом. На планерах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе. В 1912 году Арцеулова призвали на военную службу в кавалерию. Несмотря на нехватку в армии летчиков (к началу Первой Мировой войны в авиационных частях России насчитывалось лишь 200 пилотов, некомплект составлял 90 человек), ему лишь в начале 1915 года удалось перевестись в авиацию. Участник 1-й мировой войны, в начале ее служил в кавалерии, командовал взводом, прапорщик. В 1915 году сдал экзамен на звание "военного лётчика". Затем служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации.
Здесь осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввел самолет в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения летчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолета в бою и уменьшило число жертв в авиации. Награжден орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами, Святой Анны 4-й степени и тремя другими орденами. Февральскую и Октябрьскую революции встретил в Крыму. В 1918 году, выполняя поручение солдатского комитета истребительного отделения, формировал на базе школы 1-й Красный социалистический авиационный отряд. При занятии Крыма Врангелем, как бывший офицер, не явившийся добровольно, был формально мобилизован Врангелем, фактически оставаясь на должности инструктора Качинской авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей. Поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в ноябре 1920 года Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на перешейке, общим собранием солдат был избран начальником летной части школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С приездом командования был официально зачислен в ряды в РККА, оставшись на той же должности. В декабре 1920 года получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлетов (на Ходынке). Одним из его учеников был Валерий Чкалов. В 1923 году испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н. Н. Поликарпова. Был пионером советского планеризма, в 1923 году получил диплом пилота-парителя № 1. Разработал и построил 5 планеров собственной конструкции, среди них А-5. В составе советской команды участвовал в соревнованиях планеристов в Германии в 1925 году. В 1927 году переведен в гражданскую авиацию (Добролет) для работ в области аэрофотосъемки и ледовой разведки. Собственноручно провел аэрофотосъемку многих удаленных районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба. В 1933 году был осужден к высылке в Архангельск. Работал мотористом на катере. Реабилитирован в 1937 году. По причине большого перерыва в летном стаже на военную службу не вернулся. Занялся художественным творчеством. Был членом Союза художников СССР. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника — молодежи», где он был ведущим художником, также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе.