РРФ Анна Алексеевна Оленина
Инфо Портреты
Портрет
Муж
16.02.1840
Федор
Александрович
Андро
* 16.03.1804
† 7.07.1885
Дети
Михаил
Федорович
Андро
* 19.03.1841
† сер. 1840-х
Александра
Федоровна
Андро
* 1.08.1842
† 1910
Софья
Федоровна
Андро
* 13.06.1844
† 19.02.1920
Федор
Федорович
Андро
* 15.10.1845
† 3.06.1899
Антонина
Федоровна
Андро
* 21.10.1847
† 1920
Ст. братья и сестра
Николай
Алексеевич
* 29.11.1793
† 26.08.1812
Петр
Алексеевич
* 21.12.1794
† 22.08.1868
Алексей
Алексеевич
* 30.05.1798
† 25.12.1854
Варвара
Алексеевна
* 3.02.1802
† 15.09.1877
Отец
Алексей
Николаевич
* 21.11.1764
† 17.04.1843
Мать
Елизавета
Марковна
Полторацкая
* 2.05.1768
† 3.07.1838
Древо рода
Предки
Цепь родства
11.08.1807 – 15.12.1888

Она росла в атмосфере любви, в семье ее развитию уделялось большое внимание. Получила блестящее образование, направляемое ее отцом. Великий Пушкин оставил память о ней в лирическом цикле стихов, составленном из истинных шедевров его любовной поэзии. Анна Алексеевна обладала особым очарованием: маленькая, с чудесными голубыми глазами, золотыми локонами, живая, остроумная, кокетливая, немного дерзкая и в то же время способная на спонтанные душевные движения. Но она привлекла Пушкина не только своей красотой и молодостью. Сближение с ней стало для него сближением и с той средой, которая близка ему была еще со времен петербургской юности. Дом Олениных уже в ту пору был тем местом, где собиралась интеллектуальная и художественная элита столицы. Здесь царила особая атмосфера, "без чинов", как выразилась Анна Керн: "Да и какие могли быть чины там, где просвещенный хозяин ценил и дорожил только науками и искусствами?" Общаться с людьми знаменитыми для Анны было не в новинку. Ими всегда был украшен дом ее отца, и все они хвалили и воспевали умненькую и очаровательную девочку, которая в 17 лет стала фрейлиной императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны. Пушкина потянуло к Олениной; он был пленен ее изяществом, изысканностью вкуса и, по-видимому, прекрасно сознавал, что эту барышню он сможет завоевать не "затеями хитрости презренной", а лишь поразив ее ум и чувства своим гением. Анна Оленина восприняла Пушкина с известной настороженностью, что он не пробудил в ней никакого влечения, разве что тщеславный интерес. Она никогда не любила поэта и этого не скрывала. В ту пору она молча страдала от горькой неразделенной любви к другому, которую поверяла лишь своему дневнику. Это был красавец-блондин Алексей Яковлевич Лобанов-Ростовский (1795-1848), в ту пору полковник, затем генерал-майор, участник войны 1812 года. Его жена Софья Петровна, урожденная Лопухина, умерла при родах в 1825 году, и он остался вдовцом с тремя малолетними детьми. В 1828 году князь Лобанов-Ростовский продолжал владеть ее сердцем, хотя она была девушкой очень разумной, и уже отказалась от каких-либо надежд. Анна собиралась начать новую жизнь и понимала, что первым и необходимым шагом должно стать замужество. Весь парадокс ситуации состоит в том, что Пушкин в 1828 году настойчиво искал себе жену, а Анна Оленина, столь же сознательно, искала мужа. Почему же они не нашли друг друга? "Дневник" представляет собою уникальный по выразительности документ, наглядно объясняющий, почему Аннет Оленина не стала Аннет Пушкиной. В это лето тетушка Анны, Варвара Дмитриевна Полторацкая, имела намерение просватать ее за одного из своих братьев, Николая Дмитриевича Киселева (1802-1869). Николай Дмитриевич очень напоминал Анне Онегина, и ей очень хотелось верить, что он ее любит. Но концовка оказалась прозаичной, хотя ее не расстроила и не удивила. Несостоявшийся жених в конце концов отговорился тем, что "его имение в расстроенном положении и не позволяет ему помышлять о супружестве". Это объяснение произошло в марте 1829 года, когда Пушкин уже не посещал дома Олениных и негостеприимного для него Приютина. Анна продолжала ездить по балам, попробовала обворожить своей любезностью Баратынского, а в это время ей подобрали нового жениха, П. Д. Дурново, человека с придворными связями, камергера и тайного советника, на смотрины к которому ее свозили под предлогом банального визита. Все это ничем, кроме взаимной неловкости, не закончилось. Наконец в мае 1829 года в доме Олениных появился граф Матвей Юрьевич Виельгорский (1794-1866), известный музыкант-любитель, брат Михаила Юрьевича Виельгорского, доброго приятеля Пушкина, талантливого композитора-самоучки и мецената. Он буквально очаровал Анну Оленину. Будучи готова вступить в брак без любви, она не мыслила себе лучшего выбора. Однако в дневнике Анна Оленина с горечью заметила, что Виельгорский совсем ею не увлечен, и, по-видимому, он воспользовался первой возможностью, чтобы исчезнуть с брачного горизонта. Итак, разумная Анна Оленина, которая, казалось бы, знала, чего она хочет, желаемого не получила. Много лет спустя, на вопрос своего внучатого племянника (композитора А.А. Оленина), почему она не вышла замуж за Пушкина, Анна Алексеевна ответила: "Он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и не был богат". Все женщины из рода Олениных стремились выйти замуж за людей основательных, богатых и с положением в обществе. И вот Анну Алексеевну ждала судьба разборчивой невесты, что порою так и остается вековать в девках. В 1829 году Анна Оленина сблизилась с сестрами Блудовыми, фрейлинами Антониной и Лидией, девушками образованными и серьезными, которые увлекались не столько балами, сколько всякого рода науками и благотворительностью. Лидия и Антонина были дочерьми племянника Г.Р. Державина Дмитрия Николаевича Блудова (1785-1864), дипломата, юриста, государственного деятеля, в николаевское время министра внутренних дел (1832-1839). Анна считала, что эта дружба духовно ее возродила и показала ей тщету всех ее прежних исканий и искушений. Так она подошла к решающему перелому в своей жизни. В 1838 году умерла мать Анны Оленины, горячо ею любимая. Анна Алексеевна имела уже все основания считаться старой девой. Без Екатерины Марковны дом осиротел. А.Н. Оленин так и не смог оправиться после этой потери. Незамужняя дочь была предметом постоянных его тревог. Он признавался, что умер бы спокойно, если бы увидел свою Анюту замужем. И в 1839 году ему удалось, наконец, просватать ее за богатого полковника лейб-гвардии гусарского полка Федора Александровича Андро, Свадьба Анны Олениной и Федора Андро состоялась в 1840 году, когда Анне Алексеевне было 32 года. Считалось, что это блестящее замужество. Супруги Андро постоянно жили с отцом Анны Алексеевны. Вскоре Ф. Андро был направлен в Варшаву. В Варшаве Анна Алексеевна прожила сорок лет, покровительствовала молодым талантам Польши, прекрасно владела языком, свободно говорила по-польски и писала письма. По воспоминаниям, Федор Александрович был видным голубоглазым блондином, имел доброе сердце, но тяжелый нрав. Анне Алексеевне пришлось проверить на практике свои теории "о семейном счастии", построенном не на любви, а на разумном взаимном уважении. Нельзя сказать, что ее опыт оказался удачным. Муж ее, человек крайне щепетильный и прямолинейный, старался всячески ограничить ее жизнь выполнением непосредственных обязанностей жены и матери. Он болезненно ревновал ее к прошлому, поэтому все девичьи альбомы и дневники Олениной, ее переписка с подругами были надежно запрятаны на чердаке, где хранились до самой смерти супруга. Только в путешествиях по Европе да еще в одном деле супруги были единодушны. Они увлеченно занимались получением графских титулов. Во Франции, заручившись поддержкой влиятельных лиц, они получили документы на графское достоинство. В России им этого добиться не удалось. Анна Алексеевна временами гостила в замке Ланжерон во Франции и на своей вилле в Австрии. Две ее дочери воспитывались в Париже. Но после смерти мужа она затосковала по России и уехала доживать свой век в семьях своих младших детей, на большую родину: сначала к сыну в Волынскую губернию, а потом в с. Срединная Деражня Новоград-Волынского уезда в тихое имение своей младшей дочери графини Антонины Федоровны Уваровой. Многие исследователи считают, что в зрелом возрасте Анна Оленина осознала личную потерю. Конечно, на это могла повлиять и слава великого поэта: Александра Пушкина не было в живых, но его гением восхищались передовые люди России и не только. Она оценила роль Пушкина в ее жизни и хотела, чтобы ее роль в его жизни не была забыта. Наверно, поэтому она, завещая свой альбом внучке, выразила желание, чтобы позднейшая приписка к стихотворению "Я вас любил, любовь еще быть может...", написанная рукой автора: "давно прошедшее. 1833 год", не была предана гласности. Ее внучка через сто лет записала: "Все, что относилось к памяти Пушкина, бабушка хранила с особой нежностью. Она всегда говорила, что в его обществе никому никогда скучно не могло быть, такой он был веселый и живой, особенно когда был в кругу доброжелательном". Анна Алексеевна до старости сохранила ясную память, любила в одиночестве гулять в соседнем сосновом лесу и все собиралась писать воспоминания, но так и не взялась за них всерьез, к великому сожалению. Умерла Анна Алексеевна в возрасте 80 лет. В некрологе писали: "Необычайный ум, светлая душа и чистое русское сердце покойной надолго оставили по себе во всех знавших ее неизгладимое чувство любви". В 60 км от Ровно, на живописных берегах тихой речушки Корчик, протекающей через небольшой городок Корец на Ровенщине, красуясь своим архитектурным совершенством и величием, стоит твердыня православия северо-западной Украины - Свято-Воскресенский Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь. Прогуливаясь по территории монастыря, мы непременно заметим могилу с портретом красивой женщины и надписью: "Анна Алексеевна Андро, урожденная Оленина". Она была ревностной православной христианкой, щедрой благотворительницей, сделала много благотворительных взносов в Корецкий монастырь, пожертвовала пахотные земли, лес, взяла под свою опеку и давала средства на содержание бывшей в то время при монастыре школы-приюта для девочек-сирот. Корецкого женского монастыря, которому в свое время, а также приюта для девочек сирот. Свято-Троицкий храм - центр монастырской жизни. Главная святыня Троицкого собора - Корецкая икона Божьей матери "Споручница грешных", которую после смерти Анны Алексеевны украсили ее бриллиантовым фрейлинским шифром. Дневник. Воспоминания. СПб, 1999