РРФ Сергей Михайлович Соловьев
Нет портрета
Жена
16.09.1912
Татьяна
Алексеевна
Тургенева
* 1896
† 1966
Дети
 
 
 
 
Отец
Михаил
Сергеевич
* 16.04.1862
† 16.01.1903
Мать
Ольга
Михайловна
Коваленская
* 27.08.1853
† 16.01.1903
Древо рода
Предки
Цепь родства
13.10.1885 – 2.03.1942

поэт католик, 16.02.1931, арест, психическое расстройство воспоминания

——— Сергей Малкин ———

https://cyberleninka.ru/article/n/pos...

http://newserv.srcc.msu.ru/MIU_XIX/sm...

Сергей Михайлович Соловьев (1885-1942) родился в семье, известной заметными представителями отечественной литературы, истории, философии и богатой культурными традициями. Ощущение принадлежности к разветвленному и богатому яркими индивидуальностями роду во многом сформировало внутренний мир Сергея Соловьева. По линии матери он состоял в отдаленном родстве с русско-украинским философом XVIII века Григорием Саввичем Сковородой (1722-1794). С.М. Соловьев был внуком и полным тезкой знаменитого историка, автора капитальной «Истории России с древнейших времен» Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879), и племянником знаменитого религиозного философа-идеалиста, публициста, поэта и литературного критика Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). По отцовской линии, кроме знаменитых деда-историка и дяди-философа, можно назвать другого дядю, старшего сына историка, Всеволода Сергеевича Соловьева (1849-1903), автора популярных исторических романов; тетку Поликсену Сергеевну Соловьеву (1867-1924), художницу и поэтессу, известную под псевдонимом Allegro, издательницу журнала «Тропинка». Среди близких родственников по линии матери – бабушку, детскую писательницу Александру Григорьевну Коваленскую (урожд. Карелину; 1829-1914). Через нее Сергей Соловьев был в близком родстве с А.А. Блоком (1880-1921). О своих родных и предках, друзьях детства и юности С.М. Соловьев в 1920-е годы напишет мемуары, в которых мир семьи и ее ближайшего окружения предстанет как воспоминание об утраченном рае (Соловьев С. М. Воспоминания. М., 2003. – подробнее).

В юности ближайшими друзьями Сергея Соловьева были молодые поэты-символисты: троюродный брат Александр Блок и сосед по дому Андрей Белый. Раннее духовное созревание Сережи Соловьева способствовало равноправному общению друзей, несмотря на пятилетнюю разницу в возрасте между ним и его старшими товарищами.

Белый в 1920-е годы вспоминал: «<…> единственный спутник мой в символизме <…> маленький С.М. Соловьев» («Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития» // Андрей Белый. Символизм как миропонимание. – М., 1994. – С. 431). Выразительный портрет своего юного друга в 1921 году Андрей Белый нарисует в поэме «Первое свидание» (1921):

«Сережа Соловьев» – ребенок

Живой смышленый ангеленок,

Над детской комнатой своей

Восставший рано из пеленок, –

Роднею Соловьевской всей

Он встречен был, как Моисей:

Две бабушки, четыре дяди,

И кажется, шестнадцать теть

Его выращивали пяди,

Но сохранил его Господь;

Трех лет, ну право же-с, ей Богу

Трех лет (скажу без лишних слов)

Трех лет ему открылся Логос,

Шести – Григорий Богослов,

Семи – словарь французских слов;

Перелагать свои святыни

Уже с четырнадцати лет

Умея в звучные латыни,

Он – вот, провидец и поэт,

Ключарь небес, матерый мистик,

Голубоглазый гимназистик <…>

Сергей Соловьев родился в Москве 13/25 октября 1885 года. В восьмилетнем возрасте, в 1893 году он вместе с родителями поселяется в доме на углу Арбата и Денежного переулка, на втором этаже (ул. Арбат, д. 55, кв. 3). Этажом выше проживало семейство профессора московского университета Н.В. Бугаева (1837-1903). В 1895 году Сергей Соловьев поступает в Московскую частную гимназию Л.И. Поливанова, где с 1891 года учился и сосед по дому Борис Бугаев (будущий писатель Андрей Белый), а несколько ранее и другой поэт-символист, Валерий Брюсов (1873-1924). Вскоре между десятилетним Сережей Соловьевым и пятнадцатилетним Борисом Бугаевым завязывается дружба, сыгравшая значительную роль в жизни обоих.

Борис Бугаев становится близким человеком в доме Соловьевых и обо всем семействе сохраняет самые теплые и уважительные воспоминания до конца дней. «И, как струя воздуха около воздушного насоса, я был всосан в эту квартиру: никто меня сюда не звал; просто я оказался здесь. У меня завелся второй дом: и в том же подъезде. <…> Михаил Сергеевич <…> третий по счету жизненный спутник, не только оставивший след, но и формировавший жизнь <…>» (Андрей Белый. На рубеже двух столетий. подробнее).

Отец С.М. Соловьева, Михаил Сергеевич Соловьев (1862-1903), педагог, литератор, переводчик, брат В.С. Соловьева и редактор посмертного издания его сочинений, фактически благословил Бориса Бугаева на занятие литературной деятельностью: именно он придумал псевдоним «Андрей Белый», которым до конца жизни Б.Н. Бугаев подписывался. Огромную роль в художественном образовании Бори Бугаева, его просвещении и приобщении к сокровищам современной культуры сыграла и мать С.М. Соловьева Ольга Михайловна Соловьева (урожд. Коваленская; 1855-1903), переводчица и художница (она расписывала православные храмы, участвовала в выставках Московского товарищества художников, писала портреты, в том числе А.Д. Бугаевой, матери Андрея Белого). Именно супруги Соловьевы в 1902 году стали инициаторами издания первой книги Белого – «Симфонии (2-й, драматической)» – и приняли активное участие в ее подготовке и публикации; поддержали они и первые опыты Белого-поэта.

Двери в квартиру Соловьевых стали для Белого входом в большую литературу. Здесь, в 1900 году, произошла памятная встреча с кумиром московских символистов Владимиром Соловьевым и единственный разговор с ним, который Белый считал судьбоносным и символическим. Здесь он познакомился также с В.Я. Брюсовым, Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус:

«Здесь возникал салон московский,

Где – из далекой мне земли, –

Ключевский, Брюсов, Мережковский

Впервые предо мной прошли»

(Андрей Белый. Первое свидание).

Общение Белого с Сережей Соловьевым и его семьей не прерывалось и в летний период, когда москвичи разъезжались в загородные имения. Белый был частым гостем в Дедове, подмосковном имении А.Г. Коваленской (в восьми верстах от станции Крюково Николаевской железной дороги), где ежегодно отдыхали Соловьевы: «Многими воспоминаниями живо мне Дедово. В 1898 году я здесь был крещен в поэзию Фета <…>, а в 1901 году, в мае месяце, меж двух экзаменов, я был крещен М.С. Соловьевым в Андрея Белого; Дедово стало – литературною родиной» (Андрей Белый. Между двух революций»). В 1900-е годы Сергей Соловьев и Андрей Белый летом много времени проводили вместе или в Дедово, или на съемной даче Соловьевых в имении Петровское Звенигородского уезда, или в имении Бугаевых «Серебряный колодезь» Тульской губернии.

В 1906 году в Дедово Сережа, в духе «народнических» веяний времени, увлекся крестьянской девушкой и собирался на ней жениться, чем вызвал серьезную обеспокоенность родственников. Эта история впоследствии нашла отражение в сюжетной коллизии романа Андрея Белого «Серебряный голубь» (М., 1910). Тогда же Сергей познакомился с Анной Алексеевной (Асей) Тургеневой (1890-1966), которую родственники прочили ему в невесты, но которая вскоре стала женой Андрея Белого. Позднее, в 1908 году, произошло его знакомство с младшей сестрой Аси Тургеневой, Татьяной Алексеевной Тургеневой (1896-1966), на которой впоследствии он женился. Сергей Соловьев и Андрей Белый нередко гостили и в другой подмосковной усадьбе, Шахматово, принадлежавшей деду Александра Блока, ботанику, профессору Петербургского университета, Андрею Николаевичу Бекетову (1825-1902). 17 августа 1903 года в Церкви Михаила Архангела в селе Тараканово, недалеко от усадьбы, состоялось венчание А.А. Блока и Л.Д. Менделеевой (1881-1939), на котором Сергей Соловьев был шафером. В этот период дружба Сергея Соловьева, Андрея Белого и Александра Блока носила характер экзальтированный, с разрывами, выяснениями отношений и примирениями. В 1903 году в семье Соловьевых произошла тяжелая драма – одновременная смерть обоих родителей Сережи: 16 января а умер тяжело болевший отец, а следом за ним покончила с собой мать. Юноша с головой погружается в изучение филологии, и, по окончании гимназии, осенью 1904 года поступает на историко-филологический факультет Московского университета, который и заканчивает в 1912 году. Студентом-первокурсником он дебютировал в символистском журнале «Весы» заметкой «Айсадора Дёнкан в Москве» (1905. № 2. С. 33-34), а поздней весной того же года в альманахе «Северные цветы ассирийские» опубликовал цикл «Предания» из пяти стихотворений: «Иаков», «Primavera», «Дидона и Эней», «Ромео и Джульетта», «Сестре» (М., 1905. С. 44-50). Соловьев сближается с кругом московских символистов, становится постоянным автором, как журнала «Весы», так и других модернистских изданий. Начав учиться на словесном отделении, он в 1907 году перевелся на классическое отделение того же историко-филологического факультета Московского университета. В это время он увлекается античной культурой, изучает языческий мир древности. Одновременно – переводит французского поэта Жозе-Мария де Эредиа (1842-1905), классика «парнасской школы». Несколько стихотворений Эредиа в переводе Соловьева были опубликованы в журнале «Зори» (1906. № 11/14. С. 15-16) и в сборнике «Хризопрас» (М., 1906-1907). В 1907 году вышла и первая книга стихов Сергея Соловьева, «Цветы и ладан». В предисловии к книге он называет поэтов, которых считает своими главными учителями и образцами. Это – Гораций, Ронсар, Пушкин, Кольцов, Баратынский. Из современников – только Брюсов и Вяч. Иванов. Цикл стихотворений в книге обращен к кумиру Соловьева этого времени – Брюсову, в котором фигура мэтра русских символистов приравнена «солнцу русской поэзии»: Звука Пушкинского нега! Пушкин – альфа, ты – омега В книге русского стиха. Валерий Брюсов дал суровую оценку стихам Сергея Соловьева: «"Цветы и ладан" – книга, быть может, поэта, но еще не книга поэта, а только книга стихов, хотя порой прекрасно сделанных и часто завлекательно интересных для любителей стихотворной техники. "Цветы и ладан" – книга попыток, но автор не пытается выразить в ней свою душу, а только пробует разные формы самовыражения» (Весы. № 5). Эта критика больно задела Соловьева. Сочувственную рецензию на первую книгу стихов своего друга-поэта написал Андрей Белый (Перевал. 1907. № 7 (май). С. 58-60). В 1908 году выходит книга стихов и прозы Соловьева «Grurifragium». В ней, кроме сказок и поэм, Соловьев поместил «Ответ Валерию Брюсову» – свое возражение на критическую рецензию учителя на книгу «Цветы и ладан». В 1910-е годы в издательстве «Мусагет» одна за другой выходят еще две книги его стихов: «Апрель» (1910) и «Цветник царевны» (1913). В рецензии на вторую книгу стихов Соловьева «Апрель» Брюсов повторил свои оценки: «У молодого поэта по-прежнему нет определенного миросозерцания, осмысливающего отдельные впечатления и объединяющего разнородные переживания» (Русская мысль. 1910. № 6). В предисловии к третьей книге стихов, «Цветник царевны» (1913), Соловьев снова возразил Брюсову: «книга стихов не должна непременно являться выражением цельного и законченного миросозерцания» (С. X-XI). При этом, вступая в дискуссию с Брюсовым, Соловьев остается поклонником и почитателем его поэзии. В 1910 году Соловьев переживал страстное увлечение Софьей Владимировной Гиацинтовой (1895-1982), в будущем известной актрисой. Любовь осталась неразделенной, а 31 октября 1911 года Соловьев пытался выброситься из окна и покончить с собой. В результате он был помещен в психиатрическую лечебницу и пробыл несколько месяцев в санатории под Крюковым. Излечение от нервно-психического расстройства сопровождалось рождением нового чувства, к Тане Тургеневой, венчание с которой состоялось в сентябре 1912 года в церкви Рождества Богородицы в селе Надовражино близ Дедова.

После венчания молодые отправились в свадебное путешествие по Италии. Из Италии Сергей Соловьев вернулся насыщенный новыми впечатлениями и внутренне готовый к другому, новому духовному пути. В 1915 году вышла в свет четвертая книга стихов С.Соловьева, «Возвращение в дом отчий», в которой «отчий дом» – это, в первую очередь, лоно церкви. Книга посвящена «преосвященному Трифону епископу Дмитровскому». Это поворотный момент в судьбе Сергея Соловьева. В 1913-1915 годах Соловьев обучается в Духовной академии в Сергиевом Посаде. По окончании академии он принимает духовный сан: 21 ноября 1915 года посвящен в сан дьякона, а 2 февраля 1916 года он рукоположен в сан священника. В 1918 году Сергей Соловьев стал кандидатом богословия. Основное литературное поприще Сергея Соловьева в эту пору – религиозно-философская публицистика, частично объединенная в книгу «Богословские и критические очерки» (М., 1916). Начало мировой войны вызвало в Соловьеве всплеск патриотических чаяний. В «Богословских и критических очерках» он провозглашает, что именно «русскому православию принадлежит религиозное будущее» (С. 25). Но постепенно, в ходе войны, он склоняется к идее примирения и воссоединения церквей, вынашивавшейся еще Владимиром Соловьевым. После Февральской революции С.Соловьев призывает к соединению Западной и Восточной церквей в единую Вселенскую церковь. В феврале 1917 года он выступает в Петрограде с докладом «Кризис славянофильства», оппонирует ему Андрей Белый. В новой книге «Гете и христианство» (Сергиев Посад, 1917) Соловьев утверждает, что именно Гете является провозвестником современного антихристианского движения. В эти годы его семья значительно увеличивается: в 1913-1914 годах рождаются дочери-погодки, Наталья и Мария, в 1916 году родилась младшая дочь Ольга. В 1918 году, спасаясь от голода и разрухи, он вместе с семьей уезжает в саратовскую губернию, где в течение двух лет работает сначала учителем в селе Большой Край, затем в городе Балашове. В Москву он возвращается один, так как жена Татьяна уходит от него. На Рождество 1920 года Сергей Михайлович принял решение о переходе в католичество и вошел в общину русских католиков восточного обряда. В 1921 году он вновь возвращается к православию, но лишь затем, чтобы в 1923 году окончательно связать свой жизненный и духовный путь с католичеством. В ноябре 1923 года отец Сергий Соловьев возглавляет общину московских католиков, а в 1924-1931 годах служит в римско-католическом храме Непорочного Зачатия на Малой Грузинской улице. В ноябре 1926 года он был назначен вице-экзархом католиков восточного обряда. В 1920-е годы Соловьев ведет активную творческую жизнь: пишет стихи и критические статьи, работает в Румянцевском музее, преподает историю античной литературы и классических языков в Брюсовском Литературно-художественном институте (1920-1924) и в Московском университете (1924-1927). Филолог-классик и мастер стиха, Сергей Соловьев много сил отдает художественному переводу, который становятся для него и основным заработком. В издательстве «Academia» выходят в свет в его переводе «Трагедии» Сенеки и «Энеида» Вергилия (обе: М.; Л., 1933). В конце 1920-х – начале 1930-х годов опубликован еще ряд переводов Соловьева: поэма «Конрад Валленрод» и стихотворения А.Мицкевича для его «Избранных произведений» (М.; Л., 1929), драма «Торквато Тассо» и другие произведения Гете в его собрании сочинений (М.; Л., 1932-1933), «Макбет» для «Избранных драм в новых переводах» Шекспира (М.; Л., 1934). Многие переводы остались неизданными. На протяжении ряда лет Сергей Соловьев продолжает дело, начатое его отцом: редактирует и готовит к изданию сочинения Владимира Соловьева. Еще в 1914 году в Москве выходит второе издание собрания сочинений В.С. Соловьева под редакцией и с примечаниями С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. В 1915 году в шестом издании стихотворений Владимира Соловьева была впервые напечатана составленная его племянником краткая биография В.С. Соловьева, вошедшая также и в следующее переиздание 1921 года. В 1923 году С.М. Соловьев закончил свой многолетний труд, большое исследование «Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева», оставшееся не изданным при жизни автора и увидевшее свет лишь в 1977 году в Брюсселе. В 1928 году Соловьев был отстранен от преподавания в государственных учреждениях, а в 1929 году, после упразднения католической общины, лишен возможности служить в церкви. В ночь с 15 на 16 февраля отец Сергий был арестован по групповому делу русских католиков. В результате ареста и допросов с ним случилось нервно-психическое расстройство. 18 августа 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила Сергея Соловьева к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с заменой на высылку в Казахстан. Вместо этого, как хронический больной, был направлен в психиатрическую больницу на станции Столбовая под Москвой. 23 октября был выпущен под опеку старшей дочери. Последние годы жизни Сергея Соловьева прошли в психиатрической больнице имени Кащенко. В августе 1941 года больницу эвакуировали в Казань, где С.М. Соловьев и скончался 2 марта 1942 года. Он был похоронен на Арском кладбище в Казани, могила его затерялась.

Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева : https://vk.com/doc8157_286747466

Сергей Михайлович Соловьёв «Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева» (1977). Год выпуска: 1977. Место издания: Брюссель. Издатель: «Жизнь с Богом, Брюссель». Количество страниц: 448.

https://vtoraya-literatura.com/publ_2...

Дочь Мария Сергеевна Соловьёва р. 1914 - ум. 1919

https://ru.openlist.wiki/Соловьев_Сер...

Воспоминания:

https://topliba.com/reader/645606

http://krotov.info/lib_sec/18_s/sol/s...